ИЗ ОТЧЕТА B.C. ЕШУРИНА О РАБОТЕ КИНОГРУППЫ ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА ЗА ДЕКАБРЬ 1942 г. - МАРТ 1943 г.
13 апреля 1943 г.
Начальнику Главкинохроники тов. ВАСИЛЬЧЕНКО
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ОТЧЕТ. ДЕКАБРЬ 1942 г. - МАРТ 1943 г.
Киногруппа в составе двух операторов и двух ассистентов оператора прибыла на Юго-Западный фронт после ноябрьского наступления, когда войска готовились ко второму этапу наступления. <...>
Нужно учесть, что Юго-Западный фронт к моменту его наступательных действий был только организован и поэтому ощущал сильную нужду в транспорте, бензине, обмундировании, питании и т.п., это отразилось и на снабжении киногруппы всеми необходимыми средствами, для проведении работы в условиях наступления в сильные морозы, на больших Донских просторах. <...>
Все декабрьское наступление операторам пришлось работать аппаратами, передвигаясь на попутных машинах, на лошадях и пешком. <...>
Операторское пополнение в количестве 4 человека прибыло на фронт только 19 февраля, когда наступление кончилось, и фронт стал стабилизироваться. Все наступательное движение фронта снимали по существу всего один оператор и один ассистент. Оператор Штатланд заболел (у него астма) еще в декабре мес. и я вынужден был его отправить в Москву. Ассистент операторатов. Грачев болел в течение месяца тулерямией и не мог работать. В наличии был только оператор Ешурин и ассистент Комаров. <...>
Киногруппа ощущает сильную нужду в обмундировании и т.к. обеспечить людей на фронте не представляется возможности из-за отсутствия вещевых аттестатов, то прошу главк дать указание студии о выделении необходимых вещей из имеющихся там ресурсов. Список прилагаю.
Отношение к группе командования фронта хорошее. Группа находится на [особом], положении, подчиняется (помимо главка хроники) начальнику Политуправления и члену Военного совета. Начальник группы имеет право представлять своих работников к аттестации и наградам. Политуправлением прикреплены в помощь группе командиры, которые по званию разделяются на капитана, лейтенанта, лейтенанта и гвардии ст. сержанта. Эти люди приданы в армию в помощь к операторам.
За время съемок наступательных операций фронта отличился оператор Грачев, который четко и с отвагой выполнял любое задание начальника группы, был на протяжении всей работы чрезвычайно дисциплинированным. В марте мес, находясь на переднем крае, он попал в окружение противника и, не бросив снятый материал и аппарат, с потертыми в кровь ногами, выбравшись через пять дней из окружения, получил от меня новое задание по съемкам на линии огня, выполнил его. В связи с этим я представил его к правительственной награде — ордену «Красная Звезда», и, по имеющимся данным, это представление утверждено Политуправлением фронта.
2 февраля в районе Славянска отличился прикрепленный ко мне гвардии сержант тов. Коптелев, который, находясь в окружении 21 танка противника, немецких автоматчиков, под огнем выбрался из окружения и спас снятый материл «Зверства фашистов в гор. Рубежном», «Красный Лиман» и «Бой за Славянок». Тов. Коптелев представлен мной к правительственной награде, к медали «За отвагу».
Киногруппа за указанный отчетный период имеет потери. 13 февраля шофер оператора Ешурина, тов. Ветчинин был убит во время бомбардировки Красного Лимана.
Шофер тов. Чеботарев, работая с ассистентом тов. Комаровым, был тяжело ранен в районе Ворошиловграда и в данный момент находится на излечении в госпитале.
Оператор Ешурин был ранен дважды. В декабре мес. в районе Богучары от взрыва вражеских мин, заложенных в дом, где расположились на отдых командиры, причем Ешурин был контужен в голову. Второй раз в районе Славянок, когда танки противника окружили подразделение, в котором он находился, и стали бить прямой наводкой по дому. Бронебойный снаряд пробил стену и осколком кирпича Ешурину подбило глаз. Находящиеся в этом доме командиры частично выбыли из строя из-за тяжелых ранений.
Киногруппе поручено производство полнометражного фильма «Освобождение Донбасса», эта тема задерживается из-за положения на фронте. Донбасс еще не освобожден, но группа уже теперь накапливает материал и находится на исходном положении на случай наступления. Причем каждый оператор имеет определенное задание по съемкам по указанному фильму. Мне кажется совершенно необходимым оставить эту тему за группой, закрепив за ней же и режиссера тов. Гурова, который одновременно с работой над фильмом помогает в творческом плане операторам.
В марте мес. хроника прислала на фронт для Политуправления материал, назвав его специальным фронтовым выпуском. В этом материале было всего два сюжета, метражом в 150—200 метров. Это оказались дискредитацией работы группы, т.к. за это время было снято значительно больше и не явилось показателем ее работы. В связи с чем от имени Политуправления и Военного Совета прошу Вас разрешить сделать из снятого материала подарок фронту — спец. выпуск.
Юго-Западный фронт ведет борьбу с оккупантами на территории Украи¬ны, среди населения освобожденных районов требуется проводить большую пропагандистскую работу. В этом должно принять участие и кино. До сего времени хроника проникает в эти районы очень слабо. В связи с этим прошу главк разрешить киногруппе Юго-Западного фронта, совместно с украинской студией, которая должна базироваться в фронтовой группе, выпускать регулярно журналы, для Красной Армии фронта и населения Украины.
Всего за отчетный период группой снято свыше 50 000 метров пленки, все указанные материалы использованы в основном редакцией кинохроники в периодических изданиях и в фильмах «СТАЛИНГРАД» и «В ПОСЛЕДНИЙ ЧАС».
ВЫВОДЫ:
1. В самый разгар наступательных операций на Юго-Западном фронте группа кинохроники не была сформирована, и в основном снимали в этот ответственный период всего два оператора. Прибывшие в последующем операторы на фронтах не снимали, являются не обстрелянными и требуют соответствующей подготовки на фронте. Для дальнейшей более благоприятной работы следует придать группе не менее еще четырех операторов с боевым опытом. Нужно учесть, что успех работы Сталинградской группы нужно отнести в большей степени за счет того, что там на небольшом фронте было не менее 14 операторов, что дало возможность охватить все поздравления и рода войск.
2. Учитывая протяженность и сложность работы на Юго-Западном фронте, Главкинохронике следует более чутко относиться к нуждам группы и оперативно отвечать на все заявки группы. Не допускать такого положения, когда на 10 телеграмм об операторах не было ни одного ответа и на 4 телеграммы о деньгах, деньги не были посланы, не было и ни какого ответа о невозможности их выслать.
3. Указать студии на недопустимое отношении к отъезжающим товарищам на фронт в части их снабжения обмундированием (режиссер Кармазинский в разгар весны был послан на фронт в валенках), предложить ей, возложив полную ответственность за отправку людей, покупку железнодорожных билетов и т.д.
4. Разрешить в ЦК ВКП(б) о зачислении работников военных киногрупп в кадры Красной Армии, с подчинением их Комитету кинематографии и в связи с этим о зачислении их на полное довольствие в армии. Работники киногрупп на фронте ничем совершенно не отличаются от командиров Красной Армии <...>.
Начальник киногрупп Юго-Западного фронта ЕШУРИН
РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 118. Л. 5-7.
Community Info