Злой Мальчик (ss208) wrote in warhistory,
Злой Мальчик
ss208
warhistory

Под катом интервью с Г.Шёном, оказавшимся на "Вильгельме Густаве" во время известных событий. Достаточно занимательно Шён описывает свою послевоенную жизнь - как машин и мостов боялся. Статья в интернете не публиковалась - восстанавливаем историческую справедливость.  

Маринеско действовал по правилам. 


Кочкуров Ю. Маринеско действовал по правилам/ Ю.Кочкуров // Калининградская правда – 1991. – 20 июля

Так считает один из трех ныне живых членов экипажа «Вильгельма Густлофа», торпедированного легендарной подводной С-13.

Гейнц Шён... Это имя широко известно в Германии. Паре­нек из силезской крестьянской семьи, он был с детства влюблен в море. И добился своего. После стажировки на учебном парусном судне стал моряком. С началом второй мировой войны Гейнц попал на вспомогательный флот. На «Вильгельме Густлофе», потопленном легендарной С-13 под командованием Александра Маринеско, Гейнц был помощ­ником капитана по финансовому снабжению. Гейнц уцелел, остался жив. Ему, тогда восемнадцатилетнему, крупно по­везло. И все послевоенные годы Гейнц Шён посвящает ис­тории гибели «Вильгельма Густлофа», истории морских сра­жений на Балтике. В его личном архиве более 50 тысяч уникальных документов. Это крупнейшее в мире собрание. Шёном написано семь книг. По его сценарию поставлено два фильма о трагической судьбе «Густлофа».

На днях господин Шён был гостем нашей редакции. Ду­мается, читателям будет интересно познакомиться с одной из самых ярких и трагических страниц войны на Балтий­ском море. Что может быть достовернее свидетельств оче­видца?

Господин Шён, одно вре­мя ходили слухи, что, мол, Александр Маринеско потопил плавучий госпиталь, каковым якобы был на самом деле «Вильгельм Густлоф»...

Это дезинформация. Действительно, «Густлоф» был плавучим госпиталем. Но до 20 ноября 1940 года. С тех пор он стал плавучей казармой для подготовки подводников. И выполнял эту функцию до самого кон­ца. Его использовала вторая учебная дивизия подводных лодок. В последние дни своей жизни судно выполняло лич­ный приказ гросс-адмирала Дёница. Оно переправляло в Киль 1.000 моряков-подвод­ников, которым предстояло получить новейшие по тем временам дизель-электриче­ские подводные лодки. Та­ким образом, залпы Марине­ско нанесли флоту Германии очень сильный удар. 1000 подводников — это не аб­страктное количество — это 30 укомплектованных «от и до» экипажей подлодок.

Однако на судне были тысячи гражданских лиц. Как они попали на борт!

15 января 1945 года началось массированное на­ступление в Восточной Прус­сии. Люди, спасаясь, бро­сились в гавани. Было дано разрешение брать на борт беженцев. Тем более что наш девятипалубный «Виль­гельм Густлоф» имел такую возможность. В Готтенхафене мы взяли на борт более 5.000 женщин и детей. Бра­ли не всех желающих, а только тех, кто имел направ­ление от местной организа­ции нацистской партии.

Встал вопрос: как идти в Киль. Было два пути. Один — вдоль берега, где была вероятность минных полей. Второй по маршруту 58, ко­торым пользовались военные корабли и который был «чист». Выбрали 58-й. Тем более что с подачи Дёница военные моряки Германии недооценивали совете кий подплав. Кроме того, на судне было фактическое двоевластие. Был капитан Фридрих Петерсон и военный командир подводник Вильгельм Цан.

30 января в 21.16 «Виль­гельм Густлоф» подвергся торпедной атаке, как сей­час уже известно всем, под­водной лодки С-13 под командованием Александра Маринеско. Естественно, на судне началась паника. Был отдан приказ: шлюпки толь­ко для женщин и детей. Мо­ряки прыгали прямо в мо­ре. «Вильгельм Густлоф» тонул 62 минуты. Из 6.600 человек, находившихся на борту, спаслись лишь 1.252 человека. Погибли 5.348 человек. Из них 3000 детей. Температура воздуха была в тот вечер минус 18 гра­дусов по Цельсию. Меня и еще 564 человека спас эс­минец ТЦ-36. Остальных — другие корабли.

Действия С-13 были пра­вомерны. Еще раз повторю — «Вильгельм Густлоф» был плавказармой, он был воо­ружен зенитными орудиями, шел со светомаскировкой. Женщины и дети оказались на борту в силу обстоя­тельств, о которых я гово­рил выше,

Мне приходилось слы­шать, что «Вильгельма Густло­фа» сопровождал огромный, в несколько десятков кораб­лей конвой...

Это досужие домыслы. На самом деле в конвое бы­ли один торпедолов ТФ-19, который вышел из строя по пути следования, и эсминец «Леве».

Извините, может быть, вопрос не очень тактичный, но как оцениваете Александ­ра Маринеско в качестве бое­вого командира-подводника?

Безусловно, это, настоя­щий подводник. Насколько я знаю, по тоннажу по­топленных им судов за оп­ределенное время ему нет равных.

Господин Шён, говорят, что есть польская версия ме­стонахождения Янтарной ком­наты. По некоторым данным, якобы она утонула вместе с вашим судном — «Вильгель­мом Густлофом»...

Да, я в курсе такого предположения. Однако лично мне ни о каких подтверждающих его сведениях неизвестно. Тем не менее исключать этот вариант я не имею оснований. Польские экспедиции (кстати, не согласованные с федеральным правительством нашей страны, которому принадлежит сейчас судно) шесть раз отправлялись в район гибели «Густлофа». Однако погружения ничего не дали. Из-за недостаточного технического вооружения водолазов они так и не смогли проникнуть в нижние отсеки затонувшего «Густлофа».

У Германии нет проектов подъема судна?

Это ни к чему. После торпедной атаки Маринеско судно развалилось на несколько частей.

А почему бы вам не организовать экспедицию, чтобы удостовериться в правомерности или неправомерности польской версии!

Видите ли, дело еще в том, что лежащий на дне Балтики «Вильгельм Густлоф» получил в Германии статус места массового захоронения, кладбища. Тем не менее с разрешения правительства 10 августа я с группой специалистов выхожу к месту гибели «Вильгельма Густлофа», чтобы еще раз уточнить его координаты, посмотреть, в каком состоянии находится судно. Это мой долг. Из членов экипажа на сегодня живы лишь три человека... Из тех, кто спасся, я имею в виду беженцев, осталось 150 человек. А еще недавно, в 1985 году, нас было 400. Тогда мы устроили встречу на берегу Балтики. Годы бегут, как волны. Одни разбиваются о берег и исчезают, тут же нарождаются новые. Однако в памяти остается все.

Кстати, я привез с собой два фильма. Один о гибели «Вильгельма Густлофа» и надеюсь, во время встречи с общественностью Калининграда мне удастся их показать.

Господин Шён! Как сложилась ваша судьба после гибели «Вильгельма Густлофа»?

После гибели «Густлофа» я был направлен на пассажирский транспорт «Генерал Сан-Мартин». Он стоял в гавани Кенигсберга. На нем до конца войны сходил еще в одиннадцать походов. Из Данцига в Свиноустье и Копенгаген. Мы занимались эвакуацией беженцев. Несколько раз проходил над местом гибели «Вильгельма Густлофа».

После войны встал, если так можно сказать, на стезю писательства. Однако у нас только этим ремеслом не прокормишься. И я 37 лет проработал руководителем туристской фирмы. Сейчас получаю пенсию и пишу книги.

Скажите, Гейнц, с момента окончания войны прошло 46 лет, но, судя по вашим словам, вашему творчеству, вы до сих пор во многом живете ею? Почему?

Мне неловко говорить об этом. Но я не только живу, я болен той войной. Например, только с недавних пор я спокойно хожу по мостам. А много лет кряду мне это было просто не под силу: мне вдруг начинало казаться, что это не перила моста, а поручни «Вильгельма Густлофа». И надо прыгать! Надо прыгать! И я прыгал. И меня не раз вытаскивали из воды. То есть снова, как тогда, в январе 1945-го, спасали.

И еще: я до сих пор воздерживаюсь от приобретения личного автомобиля. Он чем-то страшно напоминает мне шлюпку, в которую меня тогда втащили...

Потом, вместе с Г. Шёном, членом комитета А. Маринеско В. В. Агеевым, мы сидели у меня дома. Говорили о воссоединении Германии, о перестройке, о Президенте Горбачеве и канцлере Коле, и о многом другом, что волнует, заботит, радует каждого человека, независимо от его национальной принадлежности, Был тоcт: «За тех, кто в море». А последний — «За мир, за дружбу».

— Я верю, — сказал, прощаясь, Гейнц Шён, — что Россия станет великой в полном смысле этого слова.

Мы — тоже...   
Tags: флот
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments