В берлинском Бундесфильмархиве хранятся частные киноплёнки, снятые доктором Фрицем Герке в 1940–1941 годах. В 2008 году Карл Хёфкес на их основе сделал фильм «История 23-й пехотной дивизии» (“Die Geschichte der 23. Infanterie-Division”).
В гражданской жизни Герке был юристом. Участвовал в Первой мировой войне, заработал Железный крест II класса. Был воспитан в старых прусских традициях, к нацизму (со слов режиссёра) относился критично и прохладно. Несмотря на такие предпочтения, на момент начала первых опытов с камерой он уже был капитаном вермахта, главой службы снабжения (Nachschubführer) 23-й пехотной дивизии. Судя по униформе, он был повторно награждён Железным крестом II класса, а потом карман его кителя украсил и I класс.
В фильме Хёфкес читает текст, озвучивает общие моменты про планы нацистов и положение вещей, комментирует то, что на экране, задаётся риторическими вопросами. Плёнки изначально шли без звука, поэтому была сделана частичная переозвучка. Снабженец много снимал в цвете.
Оккупированная Франция, лето 1940 года, почти сразу после капитуляции. Сплошная жирная жизнь довольных собой немцев. Вот построение, вот офицеры катаются на лошадях. Белая летняя униформа, солнышко светит. Кушают, выпивают, скалятся. Герке попутешествовал по местным достопримечательностям. Сходил в кабаре, были сняты местные женщины. В смысле, на камеру сняты, хотя, может, и не только. Получилась идиотическая пастораль, с Версалем, ну разве что чуть-чуть кое-где разрушенные здания «вид подпортили». И пленные, кажется, не очень счастливые.
Дальше лето 1941 года, незадолго до начала войны с СССР. Стоят в Польше, тоже такая нетронутая жизнь: лошадки бегают, сапёры домик построили, румяные радостные девахи дарят немцам цветочки.
Потом было вот это.
И пошло самое интересное.
Стало понятно, откуда в немецких передачах последних лет берут эти кадры про лето «Барбароссы». Так это всё, значит, Герке наснимал. Пыльные дороги, первые могилы, группы потерянных русских пленных. Гражданские на пепелище: их деревню уничтожила артиллерия немцев, а почти сразу после засняты чины службы снабжения за утренним туалетом — умываются, зубы чистят, ногти подпиливают. Хёфкес отмечает, что вот тебе безумие войны, «гротескная банальность»: в нескольких километрах ошалевшее население черепки своей жизни собирает, а служащие наводят марафет. Оккупированный Минск снят, опять гражданские, опять пленные.
Вот поймали якобы партизанку. Что было дальше — понятно, но это на плёнку не попало.
Памятник «вождю народов» с нанесённой надписью «Ищу работу».
Герке поучаствовал в открытии церкви, которую ранее использовали как кинотеатр.
Наверное, одни из самых интересных кадров сделаны в Смоленске.
Октябрь 1941 года. Бесконечные колонны пленных, попавших в окружение под Вязьмой.
Редкий кадр. Офицер беседует с молодым раненым политруком. Судьба его ясна: в лучшем случае передали в шталаг, где его казнили. Обычно расстреливали после допроса.
В ноябре Герке услали назад в Польшу, так что оккупированную Вязьму и снег он увидел и заснял, но не более. 23-я дивизия участвовала в наступлении на и отступлении от Москвы, понесла потери. Летом 1942 года её перевели во Францию, где влили в состав 26-й танковой дивизии. Герке войну пережил, активно поддерживал связь с сослуживцами.
В общем, фильм интересный.
Однако в фильме почему-то ничего не сказано о брошюре, которую выпустил оператор-офицер в конце 1941 года. Может быть, потому что её содержание немного противоречит озвученному в фильме. Восполню пробел.
Это сборник писем.
Этот экземпляр был подарен самим Герке своему товарищу Зигфриду Принцу. «С наилучшими пожеланиями на 1942 год».
Рисунки из книги я уже выкладывал.
Вот одна из главок, предваряющая сами письма. Судя по тексту, Герке вполне впитал нацистские постулаты о причинах войны в СССР («превентивный удар по врагу европейской культуры»).
Отрывок про ту самую церковь и табличку.
Книга дополнена фотосекцией. Неясно, кто делал подписи.
«Ружейные бабы» (в том числе про термин тут).
Допрос советского комиссара немецким переводчиком.
«Бродяги» (опять нацистский спецтермин).
Рисунок «Марш на Москву».
В гражданской жизни Герке был юристом. Участвовал в Первой мировой войне, заработал Железный крест II класса. Был воспитан в старых прусских традициях, к нацизму (со слов режиссёра) относился критично и прохладно. Несмотря на такие предпочтения, на момент начала первых опытов с камерой он уже был капитаном вермахта, главой службы снабжения (Nachschubführer) 23-й пехотной дивизии. Судя по униформе, он был повторно награждён Железным крестом II класса, а потом карман его кителя украсил и I класс.
В фильме Хёфкес читает текст, озвучивает общие моменты про планы нацистов и положение вещей, комментирует то, что на экране, задаётся риторическими вопросами. Плёнки изначально шли без звука, поэтому была сделана частичная переозвучка. Снабженец много снимал в цвете.
Оккупированная Франция, лето 1940 года, почти сразу после капитуляции. Сплошная жирная жизнь довольных собой немцев. Вот построение, вот офицеры катаются на лошадях. Белая летняя униформа, солнышко светит. Кушают, выпивают, скалятся. Герке попутешествовал по местным достопримечательностям. Сходил в кабаре, были сняты местные женщины. В смысле, на камеру сняты, хотя, может, и не только. Получилась идиотическая пастораль, с Версалем, ну разве что чуть-чуть кое-где разрушенные здания «вид подпортили». И пленные, кажется, не очень счастливые.
Дальше лето 1941 года, незадолго до начала войны с СССР. Стоят в Польше, тоже такая нетронутая жизнь: лошадки бегают, сапёры домик построили, румяные радостные девахи дарят немцам цветочки.
Потом было вот это.
И пошло самое интересное.
Стало понятно, откуда в немецких передачах последних лет берут эти кадры про лето «Барбароссы». Так это всё, значит, Герке наснимал. Пыльные дороги, первые могилы, группы потерянных русских пленных. Гражданские на пепелище: их деревню уничтожила артиллерия немцев, а почти сразу после засняты чины службы снабжения за утренним туалетом — умываются, зубы чистят, ногти подпиливают. Хёфкес отмечает, что вот тебе безумие войны, «гротескная банальность»: в нескольких километрах ошалевшее население черепки своей жизни собирает, а служащие наводят марафет. Оккупированный Минск снят, опять гражданские, опять пленные.
Вот поймали якобы партизанку. Что было дальше — понятно, но это на плёнку не попало.
Памятник «вождю народов» с нанесённой надписью «Ищу работу».
Герке поучаствовал в открытии церкви, которую ранее использовали как кинотеатр.
Наверное, одни из самых интересных кадров сделаны в Смоленске.
Октябрь 1941 года. Бесконечные колонны пленных, попавших в окружение под Вязьмой.
Редкий кадр. Офицер беседует с молодым раненым политруком. Судьба его ясна: в лучшем случае передали в шталаг, где его казнили. Обычно расстреливали после допроса.
В ноябре Герке услали назад в Польшу, так что оккупированную Вязьму и снег он увидел и заснял, но не более. 23-я дивизия участвовала в наступлении на и отступлении от Москвы, понесла потери. Летом 1942 года её перевели во Францию, где влили в состав 26-й танковой дивизии. Герке войну пережил, активно поддерживал связь с сослуживцами.
В общем, фильм интересный.
Однако в фильме почему-то ничего не сказано о брошюре, которую выпустил оператор-офицер в конце 1941 года. Может быть, потому что её содержание немного противоречит озвученному в фильме. Восполню пробел.
Это сборник писем.
Этот экземпляр был подарен самим Герке своему товарищу Зигфриду Принцу. «С наилучшими пожеланиями на 1942 год».
Рисунки из книги я уже выкладывал.
Вот одна из главок, предваряющая сами письма. Судя по тексту, Герке вполне впитал нацистские постулаты о причинах войны в СССР («превентивный удар по врагу европейской культуры»).
Отрывок про ту самую церковь и табличку.
Книга дополнена фотосекцией. Неясно, кто делал подписи.
«Ружейные бабы» (в том числе про термин тут).
Допрос советского комиссара немецким переводчиком.
«Бродяги» (опять нацистский спецтермин).
Рисунок «Марш на Москву».
Community Info