Танки Италии в ВМВ.

Самый известный итальянский танкист ВМВ - лейтенант Луиджи Паскуччи. В битве при Эль-Аламейне натиск многократно превосходящих сил британцев вынудил итало-немецкие войска к отступлению. Взвод Паскуччи был одной из частей, прикрывавших отход. В ходе боя британцы стали обходить итальянские позиции. Тогда лейтенант собрал 11 уцелевших танков и контратаковал. Не ожидавшие этого британцы понесли потери и замедлили наступление. Это дало время отступить основным силам итальянцев. Контратака была смелой, результативной и самоубийственной; ни один итальянский танк из неё не вернулся. Погиб в этом бою и Луиджи Паскуччи, посмертно он награжден золотой медалью "За воинскую доблесть".

М 13/40 - танк Паскуччи. 14 т; лоб башни и корпуса 40 мм, борт 25 мм; орудие 47 мм; 125 л.с.

Итальянские фашисты мечтали о Великой Италии, это была цель их деятельности. Великая — в смысле: а) могучая, которую будут бояться, а значит, сильно уважать другие страны, особливо соседние; б) увеличенная в размерах. Величие Италии требо­вало военной мощи. Её созданием фашисты занимались много лет, не жалея бюджета. Пропаганда почти надрывалась, воспевая уже достигнутую мощь и призывая крепить и ширить её дальше. Титанические усилия прилагал фашистский вождь (дуче) Муссолини, который был одновременно министром армии, министром флота и министром авиации. 

Тем не менее, задачу создания современной армии, способной решать оперативно-стратегические задачи, и Муссолини лично, и фашистский режим в общем, провалили. Среди прочего, они не смогли создать боеспособные танковые войска.

Вообще, танковые войска не были в фашистской Италии приоритетом. Её военные теоретики полагали, что танки стране не очень нужны. Сухопутные границы Италии (а значит, и вероятные фронты) проходят в Альпах. На этом горном ТВД применение танков и вообще манёвренная война затруднительны. Правда, в северной Африке, где располагалась итальянская Ливия, местность достаточно равнинная и в ходе ВМВ воюющие стороны там танки успешно применяли. Но внимание итальянцев всегда было приковано к северу страны – к Альпам, что обрамляют долину реки По - густонаселённую и промышленно развитую. То, что судьбоносные для них бои будут проходить в северной Африке, стало для итальянцев неожиданностью.

Субъективные теории подкреплялись объективными причинами – дефицитом ресурсов. Для Италии характерны относительная слабость промышленности и ресурсной базы. В стране отсутствуют месторождения сырья, необходимого для металлургии. В Германии выплавили 40 млн. т. чугуна и стали в 1939 г., в Италии - 3 млн. т. Итальянской брони было мало и она была невысокого качества – поскольку не хватало и легирующих металлов. Военный бюджет Италии в первую очередь съедали флот и авиация, на бронетехнику оставалось немного. 

Впрочем, в 1930-х итальянцам показалось, что они нашли решение: как и танковые армады себе заиметь и по ресурсам не сильно потратиться. В 1932-33 была разработана CV-33 - по общепринятой классификации это танкетка. По итальян­ским же документам эта машина проходила как «легкий танк». Для итальянской армии произвели до 1500 CV-33. Их производство не требо­вало ни больших ресурсов, ни особых организационных усилий. Зато по статистике Италия находилась в первом ряду стран по численности «танков». 

3,5 т.; лоб 15 мм; 2 пулемёта; 43 л.с.

В 1935-36 Италия ввязалась в войны в Эфиопии и Испании. Опыт боёв хорошо показал очень слабые боевые возможности танкеток. В Эфиопии были случаи поражения экипажа стрелами (ехидный комментарий в сети: какие танки – такие противотанковые средства). У CV.33 было много недостатков, основные - тонкая броня и невозможность быстрого манёвра огнём из-за отсутствия вращающейся башни. Военное руководство Италии санкционировало разработку новых, более совершенных машин. Но недостаточное финансирования и ограниченные возможности итальянской промышленности замедляли работы.

На начало ВМВ CV-33 была основной боевой машиной итальянских танковых войск. Кроме неё имелись Fiat 3000, произведённых ещё в 1920-х.

Fiat 3000 (обозначение с 1939 г. L5/21) на начало 1939 ещё имелось 90 пулемётных и 37 пушечных.

К 1939 итальянцы успели разработать танк M11/39. Всего их было собрано 90 шт. В декабре 1939 г. M11/39 сняли с производства, чтобы освободить сборочные линии для нового танка M13/40. 

M11/39. 11 т.; лоб 30 мм, борт 15; орудие 37 мм; экипаж 3 чел. Характерная особенность: орудие не во вращающейся башне, а в корпусе. Такая компоновка оказалось очень неудачной. Хотя для того времени она не был чем-то нетипичным.

Разработку танка с пушкой во вращающейся башне утвердили в конце 1937 г. Прототип был готов в октябре 1939. В начале 1940 провели испытания и в марте машину приняли на вооружение под обозначением M13/40; первые 15 машин выпустили к середине июля 1940 (Италия уже 1,5 месяца как была в войне). К концу 1940 года было выпущено 250 или около того единиц. Всего было выпущено 710 линейных M13/40; в сентябре 1941 г. их производство было прекращено в пользу нового танка M14/41. 

Нижняя часть корпуса и двигатель M13/40 практически идентичны M11/39, но подбашенная коробка увеличена под двухместную башню - для наводчика и командира, выполнявшего также функции заряжающего. До 40 мм доведена лобовая броня. Но в результате увеличилась масса, что при прежнем двигателе, привело к снижению по сравнению с M11/39, и без того невысокой удельной мощности и подвижности танка.

Система воздухоочистки двигателя M13/40 была нормальной для северной Италии, но недостаточно эффективной для Северной Африки, где шли бои. По этой причине много танков выходило из строя. К концу лета 1941 г. итальянцы создали модифицированный вариант M13/40, получивший усовершенствованные воздушные фильтры, а также более мощный двигатель. Танк был принят на вооружение под обозначением M14/41 и с сентября 1941 сменил M13/40 на сборочных линиях. Производство продолжалось до 1942 года; всего было изготовлено 695 линейных танков и 34 командирских. 

В 1940 г. был создан опытный образец лёгкого танка L6/40. L6/40 не уступал другим лёгким танкам, в частности советскому Т-60. После испытаний танк был рекомендован с серийному производству. Позднее шасси L6/40 были отведены для производства самоходных артиллерийских установок. 

Итальянские танки не были каким-то дном мирового танкостроения. В армиях СССР, Германии, Британии и США было много танков, имевших сходные характеристики. Но в армиях этих стран кроме танков подобного уровня были и другие, более мощные и совершенные машины. И их количество быстро увеличивалось. 

Италии запоздала с началом работ по созданию новых танков. В качестве временной меры было решено модернизировать M14/41. Новую модификацию под обозначением M15/42 начали производить в 1942 году, но число выпущенных танков оказалось небольшим (220 машин до капитуляции Италии). Боевые возможности M15/42 по сравнению с предшественниками возросли, но они уже совершенно не отвечали растущим требованиям к машинам этого класса. Итальянцы в 1942 году вместо танков серии M13-15 предпочли сосредоточиться на производстве САУ на их шасси. 

Задача создания тяжёлого танка (что у итальянцев тяжёлое - то по общепринятой классификации среднее) была обозначена в декабре 1938 г. Но, так как приоритетом была более неотложная программа среднего танка, к разработке тяжёлого танка приступили только летом 1940. 7 августа Муссолини лично выбрал один из проектов. Опытный образец изготовили в октябре 1941 г. Немало времени заняла доводка нового двигателя.

Танк был принят на вооружение под обозначением P26/40 и в апреле 1942 г. был выдан заказ на производство; первые танки должны были быть поставлены армии в августе 1943. По основным характеристикам — огневой мощи, защищённости и подвижности — P26/40 был сравним со средними танками других стран.

26 т.; лоб корпуса и башни 50 мм, борт - 40 мм; орудие 75 мм; 330 л.с. Бросается в глаза клёпаная конструкция, в 1942-43 это уже устаревшее конструктивное решение. Но массовая сварка и литьё итальянской промышленности была не под силу.

P 26/40 – это, можно сказать, итальянский Т-34. Итальянской армией на него возлагались существенные надежды, но задержки с разработкой танка и запуском его в серийное производство привели к тому, что на войну он опоздал. До капитуляции Италии в сентябре 1943 года было выпущено лишь несколько штук.

Итальянская армия сформировала 4 танковые дивизии и до двух десятков отдельных танковых батальонов. На большее итальянской промышленности не хватило. 

Ни качеством, ни количеством танков итальянцы взять не могли. Умением в применении тоже. Матчасть немецких танковых войск в 1939-40 не радикально превосходила итальянскую. Но у немцев было взаимодействие с сильной авиацией и артиллерией, грамотное управление, хорошо поставленная ремонтная служба и подготовка танкистов.

У итальянцев со всем этим было не очень. Их танковые войска не стали инструментом оперативного уровня, позволяющим выигрывать сражения. Хотя, эффективные бои местного значения итальянские танкисты провели немало. 

Список танкистов – героев Италии:


Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded