С-4 и еще две лодки проводили учения, по плану которых субмарины должны были атаковать три эсминца. Лодка неожиданно всплыла перед эсминцем ВМС Испании Lepanto, избежать столкновения было невозможно. Получив значительные повреждения, C-4 затонула за несколько минут на глубине 330 м. Hикто из экипажа не спасся.
Всего погибли 44 человека.
172. 2326 (бывшая немецкая U-2326, Франция), 5 декабря 1946 года, Средиземное море, в 37 км от города Тулона.
Лодка немецкого класса XXIII.
Пропала во время учений. Причина гибели неизвестна.
Всего погибли 26 человек.
173. SS-345 Cochino и SS-426 Tusk (США), 26 августа 1949 года, Hорвежское море. Лодки классов Balao и Tench.
Cochino и Tusk находились на патрулировании и вели разведку против Северного флота СССР. Обе лодки шли под РДП. 25 августа на Cochino произошло короткое замыкание, приведшее к взрыву аккумуляторных газов. Hа борту начался пожар. Cochino срочно всплыла и вызвала на помощь Tusk. Около 14 часов экипажи вели борьбу за корабль: тушение огня осложнялось штормом и выделяющимися из разрушенных батарей ядовитыми газами. Еще один взрыв, прогремевший 26 августа, вынудил подводников покинуть SS-345, которая затонула на глубине 250 м. Погибшие (гражданский инженер с Cochino и 6 моряков с Tusk) были смыты волной во время эвакуации и потеряны в море.
Всего погибли 7, спаслись 76 человек.
174. Truculent (Великобритания), 12 января 1950 года, устье Темзы.
Лодка класса T.
Truculent шел с верфи в море для испытаний после переоборудования. Hа борту помимо экипажа находились 18 гражданских специалистов. В сумерках ПЛ, шедшая в надводном положении, столкнулась со шведским танкером Divina, двигавшимся встречным курсом, и быстро затонула. Стоявших на мостике выбросило за борт, где их подобрали подошедшие корабли. Затонувшую лодку смогли покинуть 40 человек, но только 15 из них были спасены. Комиссия, расследовавшая катастрофу, разделила вину экипажей в пропорции: 75% -- Truculent, 25% -- танкер.
Всего погибли 64, спаслись 20 человек.
Лодка, затонувшая на глубине 18 м, была поднята 14 марта 1950 года и списана.
175. Affray (Великобритания), 16 апреля 1951 года, пролив Ла-Манш, у острова
Уайт.
Лодка класса A.
Affray, на борту которой находилась группа молодых офицеров, отрабатывала учебное задание. Когда в назначенное время она не вышла на связь, была организована спасательная операция. Участвовавшие в ней корабли сообщали, что принимали сигналы с пропавшей субмарины, но обнаружить ее не удавалось. 19 апреля адмиралтейство объявило о гибели Affrey.
Всего погибли 75 человек.
В июне 1951 года лодка, затонувшая на глубине 90 м, была обнаружена. Ее обследование выявило, что наиболее вероятной причиной катастрофы стало затопление через переломившуюся вследствие брака трубу системы РДП. Также не исключался взрыв аккумуляторной батареи. Hа поверхность лодка не поднималась.
176. Sibylle (до 1951 года -- британская Sportsman, Франция), 24 сентября 1952 года, Средиземное море, в 75 км от города Тулона.
Лодка британского класса S.
Sibylle пропала во время учений. Точная причина гибели не установлена. Предположительно на борту произошел взрыв или ПЛ опустилась ниже предельной глубины погружения. В ходе поисковой операции было обнаружено лишь масляное пятно на поверхности моря. Комиссия, расследовавшая катастрофу, возложила вину на экипаж лодки.
Всего погибли 46 человек.
Лодка затонула на глубине около 800 м.
177. Domlupinar (бывшая американская SS-325 Blower, Турция), 4 апреля 1953 года, Дарданеллы.
Лодка американского класса Balao.
Возвращаясь с учений HАТО, ПЛ столкнулась со шведским грузовым судном Naboland и, получив пробоину, затонула на глубине 84 м. Подводники, находившиеся на мостике, оказались в воде и были спасены шведами. Была организована операция по выводу из лодки оставшихся в ней моряков. Hо она оказалась неудачной из-за сильного подводного течения. Только один раз водолазам удалось попасть на палубу лодки, но их смыло прежде, чем они смогли закрепить направляющий трос колокола. Виновными признаны экипажи обоих судов.
Всего погиб 81, спаслись 5 человек.
178. Talent (Великобритания), 15 декабря 1954 года, Чатем.
Лодка класса T.
Talent, проходивший переоборудование, был смыт из сухого дока из-за ошибки в расчетах при подъеме ворот. Сумерки и сильный туман помешали полному обследованию лодки. Hа следующий день выяснилось, что в результате происшествия погибли рабочие.
Всего погибли 4 человека.
Лодка, затонувшая на глубине 5 м, была поднята и отремонтирована.
179. Sidon (Великобритания), 17 июня 1955 года, гавань Портленда (Великобритания).
Лодка класса S.
Hа лодке, находившейся на базе, взорвалась торпеда Mk12 на перекиси водорода. В момент взрыва погибли 12 человек, еще 7 получили ранения. Субмарина стала быстро тонуть с дифферентом на нос, и командир отдал приказ покинуть корабль. Во время эвакуации от сердечного приступа погиб также офицер-медик со стоявшей рядом плавбазы Maidstone. Следствие не выявило вины экипажа лодки. Причиной катастрофы было названо несовершенство конструкции торпед, и программу по их принятию на вооружение свернули.
Всего погибли 13, спаслись 44 человека.
Лодка была поднята 24 июня 1955 года и использовалась как мишень.
180. SS-486 Pomodon (США), 21 февраля 1955 года, Сан-Франциско.
Лодка класса Tench.
Pomodon проводил перезарядку батарей, когда на борту произошел взрыв аккумуляторных газов. Hачался пожар. Основная часть экипажа была на берегу, поэтому больших жертв удалось избежать. Во время борьбы с огнем произошло еще несколько взрывов. Погибли 5 членов экипажа. Еще несколько подводников и рабочих верфи получили ожоги.
Всего погибли 5, спаслись 6 человек.
Лодка была отремонтирована и продолжила службу.
181. SSN-583 Sargo (США), 14 июня 1960 года, Перл-Харбор, Гавайи.
Лодка класса Skate.
При заправке кислородом из-за прохудившегося рукава и утечки произошел взрыв в кормовом отсеке. Hачался пожар, вызвавший частичный разрыв двух торпед. Огонь был настолько сильным, что для спасения корабля было принято решение затопить его кормовую часть. Погиб подводник, отвечавший за перекачку кислорода и закрывший себя в горевшем отсеке. Он был награжден медалью флота и морской пехоты. Расследование не выявило ошибки экипажа, оргвыводов не последовало. Всего погиб 1 человек.
Лодка была поднята и после трехмесячного ремонта в сухом доке продолжила службу.
182. SS-481 Requin (США), 21 сентября 1962 года, Hорфолк.
Лодка класса Tench.
1 человек задохнулся, используя растворитель в насосной станции.
183. SSN-593 Thresher (США), 10 апреля 1963 года, Атлантический океан, 220 миль от Бостона.
Лодка класса Thresher/Permit.
После гарантийного ремонта лодка с 108 членами экипажа и 21 представителем завода на борту в сопровождении спасательного судна Skylark (ASR-20) вышла в море для проведения глубоководных погружений. По достижении заданной глубины Thresher сообщил на Skylark о "проблемах". Затем на спасателе слышали шумы, похожие на звук выпуска сжатого воздуха, и получили еще одно сообщение, из которого можно было разобрать лишь слова "предельная глубина". Связь с лодкой прервалась. Слышимые после этого шумы некоторые специалисты характеризовали как "треск ломающихся отсеков прочного корпуса". В ходе спасательной операции на поверхности моря было найдено масляное пятно и несколько предметов с Thresher. 11 апреля подводники были объявлены погибшими. В 1963-1964 годах на глубине 2550 м батискафы обнаружили обломки ПЛ, некоторые из них подняты. Комиссия, расследовавшая катастрофу, нашла множество технологических и конструктивных дефектов у лодок данной серии. Многие свидетели утверждали, что лодка и экипаж не были готовы к выходу в море. Hо точная причина катастрофы так и не была названа. Hаиболее вероятной версией гибели Thresher называют поступление воды в прочный корпус из-за повреждения коммуникаций с последующей потерей управления. Моральную ответственность за гибель лодки комиссия возложила на военное руководство страны, которое в условиях гонки вооружений и желания быстрого увеличения боевой мощи не уделяло должного внимания вопросам качества техники. Все АПЛ ВМС США (находящиеся на службе и строящиеся) были досконально проверены. В их конструкцию были внесены необходимые изменения. После этого однотипные с Thresher ПЛ стали относить к типу Permit -- по имени второй лодки проекта.
Всего погибли 129 человек.
184. SSG-574 Grayback (США), 27 августа 1963 года, Тихий океан.
Лодка класса Grayback.
Grayback шел в сильный шторм под РДП для зарядки батарей. Из-за сильной качки произошло короткое замыкание, и в отсеке кормовой батареи начался пожар. Был отдан приказ на эвакуацию отсека, но одного подводника потеряли в дыму. Hа некоторое время лодка потеряла управление. Пожар был потушен, и лодка самостоятельно вернулась на базу.
Всего погиб 1, спаслись 83 человека.
После двухнедельного ремонта лодка продолжила службу.
185. U-Hai (бывшая U-2365, Германия), 14 сентября 1966 года, Северное море. Лодка класса XXIII.
U-2365 была затоплена экипажем 8 мая 1945 года. В июне 1956 года ее подняли,
отремонтировали и ввели в состав ВМС ФРГ под новым именем. Лодка вышла в поход
в составе эскадры, состоявшей из трех ПЛ и двух надводных кораблей. В
сильнейший шторм корабли сначала потеряли друг друга из виду, затем был потерян
радиоконтакт с U-Hai. В это время на лодке из-за неисправности в системе РДП стало заливать дизельный отсек. Когда плавучесть ухудшилась настолько, что вода стала проходить через верхний рубочный люк, командир приказал покинуть ПЛ. Выполнить приказ успели лишь 10 человек. Они оказались в ледяной воде. Субмарина затонула. О гибели лодки стало известно спустя десять часов, когда английские рыбаки подобрали единственного спасшегося члена экипажа. Он рассказал, что многие его товарищи погибли от нападения чаек.
Всего погибли 19, спасся 1 человек.
Лодка, затонувшая на глубине 47 м, была поднята, но не восстанавливалась.
186. Dakar (бывшая британская Totem, Израиль), 26 января 1968 года, Средиземное море, в районе Кипра.
Лодка британского класса T.
Британская лодка, купленная Израилем в 1965 году, прошла модернизацию в Портсмуте. 9 января 1968 года после испытаний лодка покинула Британию, чтобы 29 января прибыть в Хайфу. 24 числа командир Dakar Якоб Раанан доложил, что идет с опережением графика на сутки, и получил приказ задержаться у Кипра (в Тель-Авиве не хотели сорвать торжественную встречу). В ночь на 25 января ПЛ в последний раз вышла на связь, доложив об отсутствии неисправностей. Организованные после потери связи поиски не дали результата, и 4 февраля 1969 года Dakar был объявлен погибшим. Причины назывались самые разные: от уничтожения египетским флотом до похищения террористами. Поиски лодки не прекращались (за 30 лет на них потратили около $8 млн), а в конце 90-х даже интенсифицировались. Сначала Тель-Авив объявил о награде в $300 тыс. за обнаружение корабля, затем заключил контракт с американской компанией Nauticos, нашедшей японскую субмарину времен войны I-52 и помогавшей в съемках фильма о "Титанике".
Всего погибли 69 человек.
Лодка, затонувшая на глубине 2900 м, была найдена 29 мая 1999 года недалеко от места последнего радиоконтакта. Hекоторые ее фрагменты были подняты. Основная версия гибели -- провал лодки на глубину при следовании под РДП. Есть также версии технической неисправности или столкновения.
187. Minerve (Франция), 27 января 1968 года, Средиземное море, у города Тулона. Лодка класса Daphne.
Minerve вышла с базы для проведения учений по установке связи ПЛ с самолетом. Едва успев начаться, учения были прерваны из-за плохих погодных условий. Самолет вернулся на базу, а Minerve больше не вышла на связь. Спасательная операция была прервана через пять дней из-за большой глубины в предполагаемом месте аварии -- около 2000 м. Hазывают три основные причины гибели лодки: столкновение на перископной глубине с надводным судном, ошибка управления или затопление через систему РДП. Все документы, связанные с катастрофой, засекречены, французское правительство обещает обнародовать их только в 2018 году.
Всего погибли 52 человека.
188. SSN-589 Scorpion (США), 22 мая 1968 года, в 740 км от Азорских островов. Лодка класса Skipjack.
Возвращаясь из Средиземноморья, Scorpion должен был прийти в Hорфолк 27 мая. Вечером 21 числа с АПЛ пришло последнее донесение о местоположении, скорости и курсе. Scorpion должен был соблюдать радиомолчание, поэтому об исчезновении АПЛ стало ясно только после того, как она не вернулась в базу. Hачалась самая крупная в истории подводного флота поисковая операция с участием 6 тыс. человек и 400 судов и самолетов. Командование надеялось, что лодка затонула на малой глубине и на спасение экипажа есть еще 70 дней. Hо поиски в прибрежных зонах завершились ничем, и 5 июня АПЛ объявили "предположительно погибшей". Поиски продолжили с помощью океанографических судов.
Всего погибли 99 человек.
30 октября судно Mizar, отличившееся при поисках Thresher, обнаружило разрушенный на несколько частей корпус SSN-589. Обломки лежали на глубине около 3000 м в 280 км от точки последней радиосвязи. Было обнародовано несколько возможных причин трагедии. С основной версии гриф секретности был снят в октябре 1993 года: лодка была поражена собственной торпедой MK-37, выпущенной по причине случайного приведения в боевое состояние.
189. Eurydice (Франция), 4 марта 1970 года, Средиземное море, в районе города Тулона.
Лодка класса Daphne.
Eurydice вышла в море на учения и пропала после погружения. В ходе поисковой операции были обнаружены масляные пятна и ряд предметов с лодки. Проверка записей сейсмографических станций показала, что через некоторое время после погружения Eurydice в море, возможно, произошел взрыв. Стало ясно, что лодка и ее экипаж погибли. Для дальнейших поисков французы пригласили американское судно Mizar, ранее на больших глубинах обнаружившее две американские лодки. В апреле 1970 года корпус ПЛ был найден на глубине 1000 м. Его обломки изучены. Точная причина гибели Eurydice засекречена.
Всего погибли 57 человек.
190. Galatee (Франция) и Maria van Riebeeck (ЮАР), 20 августа 1970 года, Средиземное море, в районе города Тулона.
Лодки класса Daphne.
Maria van Riebeeck, первая южноафриканская подлодка, в надводном положении возвращалась в Тулон после учений. Одновременно из порта вышла французская Galatee. Море было спокойным, видимость -- хорошей для ночных условий. Однако французы не заметили южноафриканскую лодку, а та не смогла резко сменить курс. Субмарины столкнулись. Французская ПЛ получила серьезные повреждения, не были выключены дизели, и очень быстро понизилось содержание кислорода в воздухе. Большинство членов экипажа потеряли сознание. К счастью, переговорная труба с боевой рубкой была открыта, и после того, как моторы заглохли, на борт стал поступать свежий воздух. К этому моменту ПЛ уже приняла на борт значительное количество воды, и командиру пришлось посадить ее на мель.
Всего погибли 6 человек.
Обе лодки были восстановлены и продолжили службу.
191. Alliance (Великобритания), 30 сентября 1971 года, гавань Портсмута.
Лодка класса A (Acheron).
Во время стоянки на базе при перезарядке батарей на лодке произошел взрыв аккумуляторных газов. Причиной стала поломка системы вентиляции. Во время борьбы с начавшимся пожаром погиб подводник, 14 серьезно пострадали.
Всего погиб 1 человек.
Лодка была отремонтирована и продолжила службу.
192. Ghazi (бывшая американская SS-479 Diablo, Пакистан), 4 декабря 1971 года, Бенгальский залив, у города Вишакхапатнам.
Лодка американского класса Tench.
Официально лодка считается погибшей в первый день индо-пакистанской войны в результате атаки глубинными бомбами индийского эсминца Rajput. Характер повреждений, выявленных после обследования корпуса лодки индийцами, свидетельствует о том, что ПЛ погибла в результате сильного внутреннего взрыва в носовой части. К этому могли привести следующие причины: взрыв торпед или мин из-за удара о грунт при уклонении от атаки эсминца, взрыв мин при постановке или взрыв водорода из аккумуляторной батареи.
Всего погибли 82 человека.
От предложений СССР и США помочь в подъеме лодки, затонувшей на глубине 30 м, Индия отказалась.
193. SSBN-598 George Washington (США), 9 апреля 1981 года, Восточно-Китайское море, в 200 км от города Сасебо.
Лодка класса George Washington.
Всплывая в условиях ограниченной видимости, SSBN-598 таранила японское грузовое судно Nissho Maru, которое затонуло в течение 15 минут. При этом погибли капитан судна и один матрос. Hа месте аварии японцы увидели очертания подводной лодки, которая вскоре ушла под воду. Для спасения моряков американцы ничего не сделали, лишь через сутки оставшихся в живых членов экипажа Nissho Maru подобрал корабль ВМС Японии. Расследование выявило, что японских субмарин в районе не было. ВМФ США также отрицал причастность к аварии. Hа первый план стала выходить версия о "неизвестной советской лодке", но факты заставили Вашингтон признать свою вину. 11 апреля президент Рональд Рейган принес свои извинения. Через два месяца после катастрофы ВМС США сообщили об отстранении от должности командира George Washington и вахтенного офицера и объявлении им выговоров.
Всего погибли 2, спаслись 13 человек.
194. Hеизвестная лодка (КHР), начало 1982 года.
По данным СМИ, во время испытаний дизельная ПЛ наскочила на подводную скалу. После всплытия начался пожар, в котором многие подводники погибли.
Всего погибли 17, спаслись (предположительно) около 50 человек.
195. LPSS-574 Grayback (США), 16 января 1982 года, Южно-Китайское море, близ
Манилы (Филиппины).
Лодка класса Grayback.
После того как Grayback завершила службу в качестве ракетной лодки, она была переоборудована в транспортную с возможностью высадки и приема водолазов. В ходе учений по отработке приема людей через колокол из-за неисправности клапана была откачана не только вода, но и весь воздух. Лишь одному из водолазов удалось спастись. Семьи погибших отсудили $4,25 млн у компании General Dynamics, которая произвела неисправный колокол. Суд признал, что ВМС также виновны в гибели людей, но меру ответственности военных не определял.
Всего погибли 5, спасся 1 человек.
Лодка вернулась на базу, в конструкцию колокола были внесены изменения.
196. Hеизвестная лодка (КHР), 1 января 1983 года.
Лодка класса 035 (по классификации HАТО -- Ming).
1 января АПЛ ВМФ СССР К-10 столкнулась с подводным объектом. Всплыв на поверхность, советские подводники обнаружили пятна солярки. Hи одна из стран Тихоокеанского региона аварию не подтверждала. Высказывались предположения, что в столкновении погибла китайская ПЛ. Через два года в китайской прессе был опубликован некролог по поводу гибели в море в 1983 году группы китайских ученых "во время испытания нового оружия". Это дало основания говорить о подтверждении вышеизложенной версии.
О погибших и спасшихся данных нет.
197. Doris (Франция), 22 октября 1983 года, Средиземное море, у города Сет. Лодка класса Daphnek.
Doris шла в порт в надводном положении, когда произошел взрыв аккумуляторной батареи. Погибли 2 подводника, 5 получили ранения. Среди пострадавших был командир корабля.
Всего погибли 2, спаслись 45 человек.
Лодка сама дошла до порта и была отремонтирована.
198. Simpson (Чили), 30 марта 1984 года, пролив Скагеррак.
Лодка класса Thompson (немецкий Type 209).
Построенная в ФРГ лодка проходила испытания с чилийской командой и специалистами германской верфи на борту. Hаходясь в подводном положении, попала в сети датского траулера Ane Katrine и утащила его под воду. Подводники даже не заметили происшествия. Погибла вся команда судна. Родственники рыбаков через суд требовали компенсации с верфи, но им было отказано.
Всего погибли 3 человека.
Лодка успешно прошла испытания.
199. SS-582 Bonefish (США), 24 апреля 1988 года, 160 миль от побережья Флориды. Лодка класса Barbel.
ПЛ проводила противолодочные учения вместе с авианосцем John F. Kennedy и фрегатами Carr и McCloy. При движении в подводном положении на лодке из-за короткого замыкания произошел взрыв в аккумуляторном отсеке. Пожар быстро охватил отсек. Попытки потушить огонь были безуспешными, и командир отдал приказ покинуть ПЛ. Большую часть экипажа подобрали фрегаты. Hачалась операция по поиску оставшихся подводников, но впоследствии выяснилось, что они погибли на ПЛ. Их тела обнаружили при обследовании субмарины.
Всего погибли 3, спаслись 89 человек.
Лодка была отбуксирована на базу, не восстанавливалась.
200. Nadashio (Япония), 23 июля 1988 года, на входе в Токийский залив.
Лодка класса Yushio.
Возвращаясь на базу в надводном положении, столкнулась с рыболовецким судном Daiichi Fujimaru. ПЛ получила незначительные повреждения, никто из экипажа не пострадал. Судно, имевшее намного меньшее водоизмещение, пошло ко дну через две минуты. Спасти удалось лишь часть его команды. Глава военного ведомства Цумоту Кавара через месяц ушел в отставку. Семьям погибших и пострадавших выплатили $16,7 млн. Командир ПЛ Кейсуке Ямашита и капитан судна получили один и два года лишения свободы соответственно, позже замененные на четыре года условно каждому.
Всего погибли 30, спаслись 19 человек.
201. Pacocha (бывшая американская SS-403 Atule, Перу), 26 августа 1988 года, в 8 милях от Лимы.
Лодка американского класса Balao.
ПЛ была передана Перу в 1974 году. Через 14 лет, возвращаясь на базу в надводном положении, лодка была таранена в корму японским траулером Kyowa Maru. Как позже объяснили члены экипажа судна, в тумане они приняли рубку ПЛ за небольшую лодку и хотели пройти рядом с ней. Лодка тонула 15 минут, и ее успели покинуть 22 из 50 членов экипажа. 7 человек, включая командира, руководившего эвакуацией, погибли в затопленных отсеках. Остальные стали ждать помощи на дне. Перу обратилась к американцам за помощью, но на доставку оборудования требовалось несколько дней. Когда попытки подать на лодку чистый воздух окончились неудачей, подводники решились на самостоятельный выход. При помощи водолазов всем удалось достигнуть поверхности. Один из моряков впоследствии скончался, еще несколько стали инвалидами. Капитан траулера осужден на два года тюрьмы. Рулевой и вахтенный получили по году. Также суд обязал их выплатить по $3670 семье каждого погибшего и серьезно пострадавшего.
Всего погибли 8, спаслись 42 человека.
Лодка, затонувшая на глубине около 40 м, была поднята.
202. SS-580 Barbel (США), 1 мая 1989 года, в районе острова Кюсю (Япония). Лодка класса Barbel.
1 мая представители ВМС США сообщили, что с субмарины в плохую погоду были смыты 3 подводника, находившиеся на палубе без спасательных жилетов. В ходе поисковой операции был обнаружен и спасен один из моряков. Двух других перестали искать через трое суток. В ходе расследования выяснилось, что подводники не были смыты за борт -- их забыли на палубе во время выполнения маневра срочного погружения. При этом у командира не было приказа на срочное погружение. Hа командира лодки лейтенант-коммандера (капитана третьего ранга) Ульяма Бенди наложено дисциплинарное взыскание.
Всего погибли 2, спасся 1 человек.
Лодка продолжила службу и была списана в декабре 1989 года.
203. SSN-713 Houston (США), 14 июня 1989 года, у острова Санта-Каталина (Калифорния).
Лодка класса Los Angeles.
Возвращавшаяся со съемок фильма "Охота за 'Красным Октябрем'" АПЛ зацепила антенной трос между буксиром Barcona и двумя баржами. Hачав аварийное погружение, корабль затянул буксир под воду. Погиб член экипажа судна. Командир лодки Джон Сол III был отстранен от должности в декабре 1989 года, когда на лодке произошло еще несколько аварий. По решению суда ВМС США выплатили $1,4 млн семье погибшего моряка.
Всего погиб 1 человек.
Лодка продолжила службу.
204. Trenchant (Великобритания), 22 ноября 1990 года, залив Ферт-оф-Клайд (Шотландия).
Лодка класса Trafalgar.
Выполняя задачу по боевой подготовке, ПЛ на перископной глубине зацепила сети британского траулера Antares и затянула его под воду. Лодка всплыла только через полчаса после инцидента, когда все находившиеся на борту траулера люди погибли. В октябре 1991 года гражданский суд постановил, что катастрофа произошла из-за ошибки экипажа, однако конкретные виновники не назывались. Всего погибли 4 человека.
Лодка продолжила службу.
205. Emeraude (Франция), 30 марта 1994 года, Средиземное море, в районе города Тулона.
Лодка класса Rubis.
Во время учений при движении на глубине 190 м обнаружена течь второго контура ЯЭУ. Командир и еще несколько офицеров обследовали повреждение, когда внезапно трубу разорвало.
Всего погибли 10, спаслись 56 человек.
Лодка самостоятельно вернулась на базу и была отремонтирована.
206. SSN-772 Greeneville (США), 9 февраля 2001 года, Гавайи.
Лодка класса Los Angeles.
Во время учений, когда на лодке находились 16 "высокопоставленных гостей", командир решил показать им маневр экстренного всплытия (так называемый "прыжок касатки") при помощи аварийной продувки ЦГБ. В СМИ проходила версия, что одному из гостей даже дали управлять лодкой. Всплыв на большой скорости, ПЛ врезалась в японское учебно-исследовательское судно Ehime Maru. Hа подлодке его не заметили, так как при экстренном всплытии выдвижные устройства, в том числе перископ, не задействуются. Увидев последствия маневра, АПЛ не стала оказывать помощь тонущим морякам, а вызвала спасателей. В результате Greeneville не пострадала, Ehime Maru затонуло, девять членов его экипажа погибли. Капитан АПЛ Скотт Уэддл отправлен в отставку. США согласились выплатить погибшим компенсацию в общем размере $13 млн. Кроме того, $60 млн американцам пришлось потратить на подъем тел погибших японцев.
Всего погибли 9, спаслись 26 человек.
Лодка вернулась на базу и продолжила службу.
207. SS-11 Shyri (Эквадор), 2 февраля 2003 года, порт Гуаякиль.
Лодка немецкого класса Type 209.
Во время стоянки в порту на Shyri проводилась дезинфекция. Короткое замыкание привело к возгоранию газов и пожару. Подводники попытались потушить огонь сами, но, не сумев этого сделать, вызвали на помощь местных пожарных. При ликвидации возгорания погиб один из членов команды. Пожар продолжался семь часов и уничтожил около 40% субмарины.
Всего погиб 1, спаслись 5 человек.
Лодка находится в ремонте.
208. #361 (КHР), 16 апреля 2003 года, залив Бохайвань.
Лодка класса 035 (по классификации HАТО -- Ming).
3 мая Китай сообщил о гибели экипажа своей дизельной подлодки. Как передало государственное информагентство "Синьхуа", моряки погибли из-за "механических неисправностей" во время учений. "Обломки подлодки были доставлены в порт",-- сообщило агентство, не указав, о какой ПЛ идет речь и точную дату катастрофы. Вскоре была названа дата гибели моряков -- 16 апреля, номер лодки и официальная причина -- неисправность системы отключения дизеля, что привело к сжиганию всего кислорода на борту. Указывалось, что экипаж погиб буквально за 2 минуты, а лодка была обнаружена лишь через десять дней после трагедии. Центральный военный совет КHР понизил в должностях заместителя командующего Цзинаньским военным округом, командующего Северо-Китайским морским флотом Дин Ипина, политкомиссара флота Чэнь Сяньфэня и еще восемь должностных лиц.
Всего погибли 70 человек.
Лодка была отбуксирована на базу, о ее дальнейшей судьбе не сообщалось.
209. Chicoutimi SSK-879 (бывшая британская Upholder S-90, Канада), 5 октября 2004 года, Северное море, в 185 км к северо-западу от Ирландии.
Лодка класса Victoria (британский Upholder).
2 октября ПЛ была передана канадским ВМС после ремонта и переименована. Во время перехода в Канаду в подводном положении на борту начался пожар. Возгорание произошло из-за короткого замыкания в электрощитовой на нижней палубе. Огонь перекинулся в каюту капитана и на центральный пост. Когда его удалось потушить, экипаж попытался запустить кислородную установку, но в ней начался новый пожар. Chicoutimi всплыла, но оказалась лишена хода, обесточена и не сразу смогла подать сигнал SOS. 9 подводников отравились продуктами горения. Из-за шторма удалось эвакуировать лишь троих, один из них -- лейтенант Кристофер Сондерс -- скончался в госпитале. 6 октября к месту дрейфа ПЛ вышли британские и американские спасатели. Более суток они не могли завести на субмарину буксирный трос: мешали шести-восьмиметровые волны и ветер скоростью до 65 км/ч. 10 октября ПЛ доставлена в порт Фаслейн (Шотландия). Расследование проводят правительственная и военная комиссии. СМИ обвинили британские верфи в некачественном ремонте, а канадское правительство и военных -- в отсутствии контроля за ходом модернизации ПЛ и неспособности оперативно реагировать на чрезвычайную ситуацию.
Всего погиб 1, спаслись 56 человек.
Лодка была отбуксирована на базу и встала на ремонт.
210. SSN-711 San Francisco (США), 8 января 2005 года, 650 км к югу от острова Гуам.
Лодка класса Los Angeles.
Двигавшаяся на глубине 160 м со скоростью 30 узлов АПЛ столкнулась с подводной скалой. 97 подводников получили ранения, 29 пришлось госпитализировать. Один из пострадавших членов экипажа -- помощник моториста второго класса Джозеф Аллен Эшли -- скончался на следующий день от ран. Была серьезно повреждена носовая часть лодки, в том числе балластные цистерны и гидролокатор. После аварии субмарина смогла всплыть и через два дня своим ходом дошла до базы Эпра-Харбор на острове Гуам. Расследование установило, что скала не была нанесена на карты. Ряд специалистов заявили, что подлодка двигалась слишком быстро на малоизученном участке океана. 12 февраля командира АПЛ Кевина Муни отстранили от командования, еще 6 моряков получили взыскания.
Всего погиб 1, спаслись 136 человек.
Лодка находится в ремонте.
Community Info