«Днем освобождения народов» провозглашала 22 июня оккупационная газета «Правда», полностью копирующая шрифты главного советского издания и выходившая в захваченных врагом северо западных областях Советского Союза. Фальшивая немецкая «Правда» появилась на оккупированных территориях одной из первых. В ней в 1942 году рассказывалось о «популярнейшей» выставке трофейного оружия, организованной в Кремле «взятой» Москвы. Издавались и «районные газеты» – «Псковский вестник», «Полицейские ведомости города Павловска и его района»... Самыми крупными региональными были – «Северное слово» и «За Родину». Практически все они выпускались отделом пропаганды группы «Норд».
Был такой политический агитационный отдел и в составе Ленинградского военного округа. Корреспондент «РГ» встретился с художником графиком Иваном Харкевичем, сотрудником немецкоязычной советской газеты «Soldatenfreund» (Друг солдата), которую делала бригада ленинградских журналистов.
Иван Харкевич: Пожалуйста, го ворите громче, мне 92 года и я стал хуже слышать. Вот, садитесь сюда, поближе к столу. Что вы хотите узнать?
Российская газета - Как художник из детского журнала «Костер» попал на войну и стал рисовать «взрослые» картинки для Soldaten?
- Из желания быть именно художником. Но, наверное, стоит рассказать, как сын судостроителя и педагога стал художником.
Еще с детства я понял, что это мое призвание. А родители не ставили палки в колеса. Поэтому повзрослев поступил в художественный техникум Изорам - Изо рабочей молодежи. Но преподавали там прикладное искусство. А я хотел стать профессионалом. Ушел оттуда. И вступил в горком Изо - эта система предваряла вступление в Союз художников и давала работу. Оттуда меня и распределили в журнал "Костер". Тогда в 1937 году его главным редактором был Самуил Маршак, но жил писатель в основном в Москве. Главным художником был Николай Муратов (кстати, во время войны он тоже принимал участие в агитационной работе - выпускал журнал "Боевой карандаш", остротой и юмором поднимавший дух защитников Ленинграда - М.Т.). Он давал интереснейшие задания - первым я иллюстрировал "Двух капитанов" Валентина Каверина, Тогда началась моя настоящая школа - профессиональные ленинградские художники Владимир Лебедев, Николай Тырса, Георгий Траугот. Я просто показывал им свои работы, а они критиковали. Очень строго. Но доброжелательно.
Но однажды мои мечты начали рушиться - в апреле 1941-го меня вызвали в военкомат. Предписание - явится на 90-дневные военные сборы. Ленинградский военный округ на всякий случай решил подготовить роту зенитчиков. А зенитчиком я быть не хотел. Но тогда было строго. Сказали - выполнил. Это разрушало все мои профессиональные и творческие планы. И однажды я пожаловался о своих бедах, заметившему мое плохое настроение Николаю Тырсе. На что он ответил: "В армию иди. Только иди - художником." И позвонил в политотдел округа. И в мае я уже был в Риге, где мы - знающие немецкий язык ленинградские интеллигенты - выпустили два учебных номера "Soldatenfreund" после чего уже в июне вернулись в Ленинград. Чтобы почти сразу надолго уехать из любимого города.
- Как для вас началась война?
Я лежал на кровати и думал, что сплю. Вдруг на площади Репина (Калинкинской) заговорил громкоговоритель. я выглянул в окно, у сквера под черной воронкой стояла толпа. Все слушали диктора. А 23-го июня я уже ехал в Ригу. Поезд был набит военными. Перед самой Ригой, на сортировочной, увидели всходящее солнце. Но слишком уж быстро метались тени. Это, конечно было не солнце - немцы пустили осветительные ракеты на парашютах, над которыми невидимыми для земли летали самолеты-разведчики. А через два дня мы с нашего берега Двины видели, как горит заводская часть латвийской столицы. круглыми сутками стоял треск, слышались взрывы. Самолеты бросали бомбы, зенитки лупили по самолетам. Мы же, чуть бомбежка, прятались в толстостенной "башне Ульманиса". О газете, конечно и речи быть не могло. Политотдел срочно формировал агитационный поезд. В нем были печатные машины, набор, цеха, звукозаписывающая станция. И 26-го числа буквально выскользнули из разрушенного города. Из окон поезда видели, как станцию Ритипе, которую мы только что оставили позади разбомбили два "юнкерса". началось отступление.
- Когда же вы начали делать газету?
А вот доехали до Валдая, ушли под землю (саперы плакали, когда видели, как мы, ленинградские интеллигенты, держим лопаты) замаскировались, и заработали типографии. С этим повезло. Немцы так и не смогли войти в Валдай. Мы же стояли в 100 километрах от передовых. Для агитиздательства очень выгодная позиция. Стояли долго - два года. Потом уже из поезда пересели на автомобили и шли вслед за линией фронта: к Рыбинску, всю Белоруссию прошли до германской границы, остановились в Пруссии. Закончили войну в составе Северной группы войск под командованием маршала Рокоссовского.
Но вернемся на Валдай. Наш агитпоезд выпускал три основных газеты. Я работал в "Soldatenfreund". Нашей задачей было подрывать немецкий дух. Что мы успешно и делали. Сначала, конечно, коряво и наивно. А потом научились - немцы, начитавшись наших листовок (Смерть, возвышающаяся над убитым фрицем, указывала костлявым пальцем во-вне и говорила: "Ты следующий") сдавались в плен. Одна газета была патриотической - для русских солдат, третья - шла в Латвию. О них я мало что знаю. А нашего "Друга солдата" не забуду никогда. Ведь раз в неделю выходили на четырех полосах. Сами придумывали сюжеты. Я изучал по толстенным альбомам лица фашистского командования. Пишущие агитаторы вспоминали детские песенки из школьной программы. В результате получалось нечто подобное:
Alles neu Macht der Mai (Все по-новому делает май)
Иллюстрация - трогательный пейзаж
Macht die Seele Frisch und Freil (Делает душу свежей и свободной)
Иллюстрация - мертвый немецкий солдат
Lasct das Haus Kommt heraus (оставляйте дом, бегите на улицу)
Иллюстрация - немецкие беженцы с котомками
Bindet einem straus (плетите венки)
Иллюстрация - женщина у могилы солдата.
- А вы сравнивали свои издания с продукцией группы "Норд"?
Хоть мы и сами подделывали до шрифта выходных данных немецкие газеты, например, "Feldzeitung" (Полевая газета), но, как ни странно, мы ни слухом ни духом не ведали о поддельных немецкой "Правде", и ни о каком другом издании агитбригад вермахта. Хотя сам бог велел нам их изучать, но командование скрывало эти газеты и от нас. Но у нас хватало фантазии. Мы ведь выпускали не только газеты. Мы делали агитационные игральные карты для скучающих в окопах фрицев, где вместо королей, дам и валетов были чины социал-демократической партии, а тузы - концерны финансировавшие гитлеровскую кампанию: "von KRUPP", "Pheinmetall BORSIG" (металлургия), "DEUTSCHE BANK", "i-G Farbenindustrie" (лакокрасочное предприятие). Сейчас это, кажется, черным пиаром называется. В общем, вот вам альбом с экземплярами газет и оригинальными (моими) рисунками. Смотрите сами...
P.S. Толстенный альбом, все то, что через пол века сохранил Иван Харкевич в непривычной стороны показывает всю историю Великой Отечественной войны. И меняющееся отношение к врагу командование советских войск. 1941 год - газеты очень серьезные, где-то с юмором. Немецким солдатам рассказывают, на какую хорошую страну они напали, и как не правы Гитлер и компания. 1942 год - после пережитых страданий русские наглядно с изобразительными материалами, показывают, что будет с немцами, когда отступление прекратится. 1943 год - торжество побед делает Гитлера героем садомазохистских карикатур. 1944 год - все устали от войны - со страниц листовок на солдата глядит арийская девчушка и просит папу вернуться домой. 1945 год - много красного в двухцветной печати. В общем в первых номерах немца посыпал снегом Дед мороз, в последних его бил огромный "кубанский" кулак.
источник
Community Info