На экраны кинотеатров выходит казахстанский фильм «Кочевник» http://www.film.ru/afisha/movie.asp?Code=NOOMAAD
Смотреть пойду обязательно, так же как и комментировать.
Пока же решил выложить краткий обзор событий, легших, судя по аннотации, в основу фильма. Конкретно там видимо все же про Абылай-хана.
Посвящается моей преподше киргизского из иссык-кульских калмаков.
Западные монголы, тюркское название которых, — калмаки, в исторической литературе получили известность как джунгары (ойраты). После падения первого их государственного объединения под властью Эсен-хана в середине XV в. в борьбе с восточными монголами за выход на китайский рынок и за лучшие пастбища они были вынуждены изменить свой внешнеполитический курс. Лишенные возможности пограничной торговли с Китаем, калмаки видели единственны выход в получении столь необходимой для кочевников продукции оседло-земледельческого хозяйства только в переориентации на запад. Однако и здесь они не добились успеха ни в военном, ни в дипломатическом отношении.
Самоназванием джунгаров был этноним "ойраты". Они занимали земли Западной Монголии, и их племена после того как добровольно признали владычество Чингисхана над собой, стали составлять левое крыло войска великого монгольского кагана. С того времени их и стали называть джунгары, что в переводе с монгольского означает "левое крыло". Тюркские народы, а через них и русские называли джунгаров калмаками (калмыками). Этот термин происходит от слова "калмак" - "оставшийся, отколовшийся".
Народ ойратов состоял из племен чоросов, дербетов, торгоутов и хошоутов. Во второй половине ХV века, после того как к власти пришел Есен-тайджи, ойраты начали усиливаться.
Борьба калмакских феодалов с правителями Монголистана и Восточного Туркестана за обладание Халийским округом, расположенным на главном торговом пути, связывавшим Китай со странами запада, продолжалась в течение XV и XVI веков с переменным успехом. Одновременно они вели изнурительные войны против киргизов и казахов за пастбища Монголистана. Источники свидетельствуют, что взаимоотношения калмаков с киргизами и казахами в начале XVII в. были очень нестабильными, и столкновения между ними сменялись временными союзами. Но уже в ХVII веке они потеряли значительные территории в Западной Монголии, чему было множество причин. Западные соседи ойратов - Могулистан и Казахское ханство - нанесли им несколько тяжелых поражений, после чего перед ними встала проблема объединения с остальными племенами джунгар в один союз. В 1620 г. калмакские тайши отправили своих послов к «Казачьей орде, Ишим — царю» для переговоров о мире, но в то время сами напали на улусы Ишима и перебили многих его подданных. В свою очередь Ишим – хан убил послов и двинул против калмаков большое войско.
Через несколько лет, в 1036 г. хиджры (1626 / 27), состоялся совместный поход казахов и киргизов под главенством Ишим – хана на кочевья калмаков. В результате население многих калмакских улусов было вынуждено откочевать в отдаленные районы Сибири. Только в результате ослабления могущества союза казахских и киргизских племен из-за постоянных междоусобных войн и растущего давления на них Аштарханидов калмакские феодалы вновь стали совершать набеги на территорию Киргизии и Казахстана. Очередной крупный поход калмакских феодалов в Среднюю Азию состоялся в 1633 г.
В 1635 г. произошло два значительных столкновения между калмакскими тайшами и казахскими султанами, причем инициаторами войн в обоих случаях были джунгары, что свидетельствует об их возросшем военном потенциале.
К этому времени ранее раздельно кочевавшие на огромных пространствах Южной и Западной Сибири улусы ойратских племен начали объединяться на правом берегу Иртыша од эгидой чоросских князей, во главе которых стоял Хутуханту-Харахулатайши. Ведомые главой Хара-Хулом и его сыном Батуром, ойраты вновь обрели прежнюю силу. Хунтайджи (главный князь) Батур (1635-1653 гг.) объединил и создал свое независимое государство. После смерти Харахулы (1634г.) власть над всеми ойратскими владениями а Джунгарии перешла в руки его сына Батура-Хунтайши (Тайтжи), а 1635 г. признан годом образования Джунгарского ханства.
Первый крупный поход калмакских феодалов (со времен образования Джунгарского ханства) против киргизов и казахов состоялся весной 1643 г. Непосредственное участие в нем приняли войска Халхаскго Алтан-хана и главы части калмаков Хо-Урлюка. На этот раз Батур-Хунтайши сначала «взял две землицы алтай-киргизов, да Токмаков тысяч 10». Затем калмаки двинулись на Ташкент и Туркестан, на войско казахского султана Джхангира при поддержке прибывшего на помощь узбекского войска во главе с Ялангтуги-аталыком вынудило их отступить. Джахангир и ялантуги не стали преследовать отступающих, что дало возможность Батуру-Хунтайши в временно закрепиться на захваченных землях.
В следующем, 1653 г., умер основатель Джунгарского ханства Батур-Хунтайши. С его смертью начались новые междусобные войны калмакских феодалов за власть. Воспользовавшись этим, против Джунгарского ханства вступили Аштарханиды. По сообщению Сакбона Раднабатора, в 1658г. 38-тысячное войско Аштарханидов во главе с Абдушукуром прибыло в Таласскую долину и при поддержке киргизов и казахов в местности Хулан-Джилан вступило в сражение с калмаками. Однако в ходе сражения Абдушукур был убит, и Аштарханиды были вынуждены отступить, неся большие потери.
В 1678 г. новый хан Джунгарского государства Галдан – Бошопту, в результате многолетней борьбы окончательно упрочив свою власть над всеми ойратскими владениями, начал новые завоевательные походы в Среднюю Азию и Восточный Туркестан. В этот момент эти завоевания необходимы были Галдану и поддерживавшей его кочевой знатью прежде всего для того, чтобы на продолжительное время затушевать и ослабить усилившийся в Джунгарском обществе классовой антагонизм между знатью и зависимой массой кочевников – аратами.
После взятия Яркенда (1680г.) Галдан в течение нескольких лет всецело был занят захватническими походами в Южный Киргизстан и в соседние области Узбекистана. В 1681 г. его войска предприняли попытку взять город Сайрам, но безуспешно. Через 2 года Галдан вновь окружил Сайрам, но опять вынужден был его оставить, захватив в плен двух казахских султанов. Осенью 1683 г. он отправился в поход с целью покорения киргизов, кочевавших в окрестностях Андижана. После этой неблагоприятной политической обстановки, сложившейся на Тянь-Шане во второй половине XVII века, некоторые киргизские племена были временно оттеснены калманскми феодалами в Ферганскую долину и Восточный Туркестан. Совместно с узбеками они оказывали упорное сопротивление агрессии калмакских феодалов. Поэтому поход Галдан-Бошокту-хана в 1683г. на Андижан закончился безрезультатно. Собрав новые силы, он возвращается сюда в следующем, 1684г. Разграбив Ош, он двинулся на Андижан, однако, натолкнувшись на решительное противодействие киргизов и узбеков, вынужден был отступить. Летом этого же года отряды Галдана разрушили и разграбили город Сайром, многие жители были уведены в рабство в Джунгарию. Осенью 1685г. он предпринял последнюю безуспешную попытку овладеть Андижаном.
Одним из первых крупных и наиболее знаменательных сражений между казахами и джунгарами была Орбулакская битва. Казахско-джунгарская война началась в 1635 году. Нападающей стороной были джунгары во главе с Батуром. Продолжительное время война протекала с переменным успехом, побеждали то одни, то другие.Эта казахско-джунгарская война началась в 1643 году и длилась до 1647 года. Вначале войско Батура захватило часть земель в южных отрогах Тянь-Шаня, взяло в плен несколько тысяч казахов и киргизов. Тогда Жангир обратился за помощью к эмиру Жалантосу. Была достигнута договоренность и с владетелями тянь-шаньских киргизов. Они обещали свою помощь.
Казахи терпели поражение за поражением. Нужен был человек, который смог бы объединить народ и возглавить войско в войне с заклятыми врагами. Именно в тот момент выдвинулся Жангир. Еще при жизни отца он хорошо изучил джунгаров, многие детали политических событий в стане врагов для него не были тайной.
В одном из боев казахский султан Жангир попал в плен, но через некоторое время его освободили.
Междоусобный раздор казахских феодалов продолжал сказываться на общей ситуации. Отсутствие единства в казахском обществе, необходимость объединения против захватчиков - именно эти проблемы пришлось решать Жангиру. Он умело строил отношения с известными батырами и влиятельными биями, уделял большое внимание контактам с Бухарским и Хивинским ханствами. Авторитет Жангира рос быстро. Ставка его находилась в городе Туркестане - столице Казахского ханства. Жангир поддерживал отношения и с правителями Восточного Туркестана. Так он начал крупную политическую игру, не будучи избранным ханом. Жангир (Джахангир) был третьим сыном казахского хана Есима.
Батур-хунтайджи собрал большое войско для наступления на Жетысу. К его коалиции примкнули сын хакасского Алтын-хана Омбо-Эрдени, зять Батура-хунтайджи Огирту, Цацен-ан, младший брат Огирту, тайши Чокур, тайши Солтан, предводитель сибирского народа холтов и другие мелкие вожди племен. Несмотря на множество знатных имен, всего войско насчитывало не более 50 тысяч человек. Жангир об этом знал и старался предпринять все возможные меры. Нужно было собрать казахское объединенное войско, а в случае острой необходимости попросить помощи у дружественных соседей.
Чтобы обезопасить себя с юга, Джангир договорился о мире с Бухарским ханством, в частности с известным правителем Жалантосом Бахадуром, построившим знаменитые дворцы Самарканда. Впрочем, казахи всегда были тесно связаны с Бухарским ханством, часть их проживала здесь постоянно. По преданию, сам правитель Самарканда Жалантос Бахадур родился в низовьях Сырдарьи среди казахов рода торткара. Но вместе с аулами хана Шигая семья Жалантоса в свое время откочевала к горам Нурата, в район Бухары. Бухарский хан назначил Жалантоса эмиром Самарканда.
Обстоятельства требовали срочных действий. Жангир направился в Джунгарский Алатау, в местность Орбулак. Здесь казахские воины решили устроить засаду, чтобы приостановить продвижение джунгаров. У султана Жангира насчитывалось всего 600 вооруженных всадников, зато это была отборная дружина. Среди них - батыры Шапрашты Карасай, Аргын Агынтай, Алшын Жиембет, Канглы Сарбук, Найман Коксерек, Дулат Жаксыул, Суан Елтинды и другие.
Столь малочисленное по количеству войско Жангира, может быть, объясняется двумя причинами. Во-первых, власть Жангира еще не успела окрепнуть, и он не мог призвать под свое знамя большое войско. Причем, это были дни перед выборами хана. Во-вторых, чрезвычайные обстоятельства вынуждали даже с небольшим войском выступить навстречу стремительно продвигающемуся по родной земле врагу. Жангир разместил половину своих людей в ущелье, построив укрепления, или редуты. В узкой горловине среди скал джунгары потеряли тысячи людей.
Через несколько дней битва повторилась, но уже на пересеченной местности. Джунгары уже начали было праздновать полную победу, когда к немногочисленным казахским воинам успело подойти большое подкрепление казахов и киргизов. Таким образом, когда речь идет об Орбулакской битве, надо помнить, что она состояла из двух сражений. Первое - в горах, когда 600 казахских батыров противостояли тысячекратно превосходящей силе противника. И второе - на ровной местности с участием большого количества войск. После них Жангир получил в народе прозвище Салкам, то есть "Внушительный".
В 1647 году Батур-хунтайджи предпринял новый поход на земли казахов, пытаясь отомстить за свое прежнее поражение. Война шла с переменным успехом. В одном из сражений в 1652 году умелый и смелый полководец хан Жангир погиб.
Несмотря на вынужденную откочевку в Ферганскую долину некоторых киргизских родоплеменных объединений, большая часть киргизов в первой половине XVIII вв. осталась на Южно-центральном Тянь-Шане. По свидетельству капитана Унковского, киргизы (буруты) « кочуют около озера, именуемого Тускель (Иссык-Куль) и с казачьей ордою граничат». Согласно слухам, этих бурутов насчитывалось 5 тысяч кибиток, и они могли выставить почти 3-тысячное войско. А такие крупные родоплеменные объединения, как кыпчак, чонбалыш, найман, тоолос, кесек, кушчу, прочно закрепившись на южных склонах Терскей, Ала-Тоо, постоянно соперничали с калмаками за господство в Восточном Туркестане. Новая волна нападений калмакских феодалов на Киргизстан и соседние области начались после вступления на престол Джунгарского ханства сына Цеван-Рабтана Галдан-Церена в 1724г. Около 1732г. войска калмакских феодалов совершили нападение на кочевье киргизских племен Кетмень-Тюбинсской долине. Затем, в течение 1736 и 1738 г. отряды Галдан-Церена трижды проникали в Бадахшан. По возвращении из последнего похода калмакское войско было полностью истреблено киргизами в районе Каратешно.
Воспользовались усилением междоусобной войны за власть Джунгарии, около 1747 г. киргизские бии совершили удачный поход в Кашгар.
Десятитысячное войско, возглавляемое Акматбием, с победой возвратилось в свои кочевья. С целью мести калмакские феодалы направили против киргизов десятитысячное войско под главенством Зойсана Доржи. Оно было полностью разбито киргизами, в Джунгарию вернулось только 3 тысячи человек.
К этому времени киргизы вновь рассматривались, как опасные враги калмаков, поэтому правители Джунгарии вынуждены были постоянно держать наготове крупное войско. Очередной поход калмакских феодалов в Киргизстан начался вступлением 27 тысяч всадников в мае 1749г. и продолжалось около 3-х месяцев. Но и этот поход калмаков закончился неудачно, они возвратились, потеряв убитыми 7 тысяч воинов.
С приходом к власти талантливого хана и военачальника Абылая казахский народ, стоявший на грани исчезновения, собрался с силами и начал освободительную войну. Первая крупная победа была достигнута в 1728 году. У озера Шубартенгиз джунгарская армия была наголову разбита. А в 1729 году произошла знаменитая Аныракайская битва, в которой джунгары потерпели поражение. После этой битвы ойраты были выгнаны с занятых ими земель в Жетысу.
В конце первой половины XVIII века начался процесс ослабления Джунгарского ханства – некогда могущественной кочевой державы. Усиление междоусобной войны Джунгарии дало толчок к возникновению освободительного движения в Восточного Туркестана против ига киргизских племен. Его возглавили деятели черногорских ходжей, сыновья Дамиял-Ходжи, Джахан-Ходжа, Юсуф-Ходжа, Низам ад-дин-Ходжа и Абдаллах-Ходжа. С начала XVIII века глава черногорцев Дамиял-Ходжа в качестве вассала Джунгарии формально управлял страной до самой смерти. После его кончины Галда-Церен назначил упомянутых сыновей Дамияла соответственно правителями городов Яркенда, Кашгара, Аксу и Хотана так как они большую часть своего времени в качестве заложников проводили в ставке джунгарских правителей, а в городах фактически вся власть находилась в руках поставленных калмакскими феодалами хакимов, которые решительно поддерживали Джунгарское ханство. Кроме черногорцев были еще другие претенденты на власть – потомки главы белогорцев Абак-Бия-Бурхан аддин и Хан-Ходжа, которые тоже с начал XVIII века задержались в ставке правителя Джунгарии и пользовались популярностью среди населения Восточного Туркестана и Киргизстана.
Таким образом, к началу освободительного движения представители господствующего класса Восточного Туркестана были разделены на три лагеря, первый из которых выступал за сохранение господства калмакских феодалов, два других (религиозных) в равно степени были заинтересованы в ликвидации чужеземного ига. Причем сторонники господства джунгаров были, главным образом, выходцами из феодальных кругов, которые получили со стороны джунгарских ханов уделы и право на власть над городами, а также из крупных купцов, пользовавшихся покровительством калмакских феодалов, и поэтому они не имели прочной опоры среди простого народа.
Оба религиозных лагеря рассчитывали на поддержку крестьян, ремесленников, и главным образом, киргизов. Но поскольку лидеры белогорцев находились в заточении, стихийное народное движение оказалось в руках черногорцев, которые благодаря своему сотрудничеству с джунгарскими феодалами, пользовались относительной свободой. Такова была политическая обстановка в стране накануне открытого вооруженного выступления против господства Джунгарского ханства.
Один из главных организаторов восстания, Юсуф-Ходжа, тайно отправил письмо киргизам*, кочевавшим в долине реки Или, с просьбой оказать помощь в борьбе «за веру против неверных калмаков». При этом, оправдывая себя и других черногорцев, сотрудничавших ранее с калмаками, он писал: « есть надежды на великого хазрата господа славного и всевышнего, что (теперь), когда моя жизнь приближается к концу, я искуплю свою вину и безотказно буду поражать (неверных) мечом ислама. Я отомщу этим неверным за мое (вынужденное) повиновение (им) в течение нескольких лет». Кыпчаки спешно отправились в Восточный Туркестан и прибыли в город Хотан.
Тем временем правитель Джунгарии Даваци, осведомленный через своих ставленников о готовящемся восстании, отправил в Юсуф-Ходже посла, которому было поручено с помощью Шинсога Кашгара Худояр-Бека, организовать заговор и убить главарей черногорских ходжей. Но заговор был раскрыт, Худояр-Бек казнен, а сообщники строго наказаны. Другой ставленник в Яркенде, Разий-Бек, схватив Джахан-Ходжу, открыто выступил против восстания и вместе со своимим сторонниками обратился к калмакскому послу с просьбой о помощи. Однако в обстановке острой борьбы Даваци против Ашурсаны, которая происходила в это время в Джунгарии, калмакские феодалы не смели оказать своим ставленникам военной поддержки.
Между тем лагерь в восставших прибывали новые отряды киргизов из соседних районов страны. Поэтому Садык-Ходжа в сопровождении киргизских войск во главе с Ашир-Мирзой двинулся в Яркенд и освободил своего отца Джахан-Ходжу, который был в плену Гази-Бека.
После этого события Юсуф-Ходжа обратился к главе андижанских киргизов Кубат-Мирзе из племени кушчу с призывом принять участие газавате « против неверных». Но в это время началось внезапное наступление со стороны Джунарии Бурхан ад-дин-Ходжи и Хан-Ходжи с немногочисленным отрядом маньчжурских и калмакских воинов, который дислоцировался на Или. Учитывая политическую обстановку в Восточном Туркестане (1755г.), цинские власти решили использовать этих белогорских ходжей для захвата Восточного Туркестана. Они выделили им небольшой отряд в надежде на то, что они смогут перетянуть на свою сторону последователей черногорцев.
Расчет маньчжуров оказался точным: большинство влиятельных лиц, ранее поддерживающих калмаков, перешли к белогорцам. Кроме того, доверенным Бурхан ад-дина и Хан-Ходжи удалось уговорить всех киргизов, включая вновь прибывших из Андижана люди, Кубат-Мирзы, выступить на их стороне. Участие киргизских войск в решающем сражении в Яркенде в поддержку белогорцев предопределило поражение черногорцев.
Однако стоявшие за спиной победителей маньчжуры, вскоре предъявили свои «права» на Восточный Туркестан. Попытки, предпринятые Бурхан ад-дином и Хан-Ходжей освободиться от опеки своих прежних покровителей, также, как антиманьчжурское восстание Ашурсаны в Джунгарии не имели успеха. В конце 1759 года Восточный Туркестан полностью оказался под властью Цинской империи.
В 1758г. уничтожение Джунгарского Ханства было закончено цинскими войсками. Калмаки – самый крупный народ в Средней Азии того времени, насчитывающийся около 1,5 млн. человек – было почти уничтожено (1 млн. человек), остальные калмаки бежали в Россию, Киргизстан, Узбекистан, Сибирь, Алтай, Монголию небольшими группами. Часть их бежала на Волгу к волжским калмакам, где ныне и проживают под названием "калмыки". Таким образом борьба киргизов против калмаков была закончена в 1755—1758 г. Мелкие группы калмаков были ассимилированы киргизами. Некоторые калмаки остались на Иссык-Куле, там, где были когда-то их ханы – на восточном побережье Иссык-Куля. И до сих пор осталось на Иссык-Куле калмакское население и многие названия местности и сейчас носят калмакские названия.
Через весь эпос Манас красной нитью проходит тема борьбы с врагами, называемыми калмаками или кара-кытаями, или просто кытаями. Здесь мы получили простое наложение реалий киргизско-ойратских войн и истории киданьского вторжения в Семиречье.
Главные враги Манаса - Эсен-хан (вспомним ойратского Эсэн-хана). Главный кытайский богатырь, сильнейший противник - Конгур-бай. Его имя созвучно именит наиболее прославленного из богатырей Джангара - Хонгора (Буумин-Улан-Хонгор). Известен крупнейший калмыкский вождь нойон Хонгор, живший во второй половине XVI века - глава калмыцкого племени хошоутов, родоначальник династии возводившей себя к барту Чингис-хана - Хасара.
Историческим в эпосе является и имя калмыцкого Алооке-хана. Имеются сведения о "нашествии калмыков под предводительством Аляку" на город Отрар.
Community Info