Listens: Катя Чехова - Снегом

Categories:

Секретные материалы

В августе 1943 года ВМС США взяли на себя дальнейшую работу над проектом, который до этого разрабатывался силами Армейской службы химической войны (Army Chemical Warfare Service - CWS) и армейскими ВВС. В январе 1942 года эта идея была предложена доктором Адамсом из города Ирвин, Пенсильвания, в письме на имя президента Рузвельта.

На флоте исследования проходили под кодовым наименованием "Проект Рентгеновский луч". По мнению инициатора, доктора Адамса, результатом могло стать оружие, более разрушительное чем атомная бомба, "тысячи пожаров возникали бы одновременно в окружности диаметром 40 миль после сброса единственной бомбы с этим оружием".


Доктор Литл С. Адамс, стоматолог, отдыхал на юго-западе США 7 декабря 1941 года. Как миллионы американцев, он был потрясен нападением на Перл-Харбор и не мог поверить, что Япония могла провести такую атаку.

Доктор Адамс размышлял, как Америка может ответить на это. В 1948 году, в интервью "Бюллетеню Национального спелеологического общества", он вспоминал: "Незадолго до этого я побывал Карлсбадских пещерах, Нью-Мексико, и был чрезвычайно впечатлен полетами летучих мышей... Не могли бы эти миллионы летучих мышей быть снабжены зажигательными бомбами и сброшены с самолетов? Что могло бы быть более разрушительным, чем такая атака?" Он вернулся в Карлсбад и поймал нескольких летучих мышей. Дома он прочитал все, что смог найти об этих маленьких летунах. Наиболее распространенными в США являются свободнохвостые летучие мыши, маленькие коричневые зверьки, способные поймать за ночь до тысячи насекомых, в сумме весящих до 12 раз больше, чем сама мышь. Весящие около 9 грамм, они могут нести дополнительный вес в три раза тяжелее собственного.

12 января 1942 года Адамс послал в Белый дом письмо с предложением исследовать возможность использования летучих мышей как носителей бомб. В то время добропорядочные граждане предлагали всевозможные военные идеи, большинство из которых были совершенно непрактичными. Тем не менее, эта идея, после просеивания через высококвалифицированную научную критику, стала одной из очень немногих, которым был дан зеленый свет. Она была передана Службе химической войны для дальнейшего рассмотрения совместно с армейскими ВВС. Официальная история СХВ сухо констатирует: "Президент Рузвельт одобрил идею и проект был запущен".



Доктор Адамс и команда исследователей из Фонда Хэнкока, Университет Калифорнии, немедленно принялись за работу и побывали в нескольких местах, в которых предполагалось наличие большого количества летучих мышей. Летучие мыши обитают в основном в пещерах. "Мы посетили тысячу пещер и три тысячи шахт", рассказал позже Адамс. "Быстрота была настолько важна, что мы обычно ехали день и ночь, когда не исследовали пещеры. Мы спали в машинах, сменяясь по ходу движения. Одна машина из нашей группы прошла 350 000 миль".

Выбор носителя

Самой большой летучей мышью, которую можно было найти, был мастиф, с двадцатидюймовым размахом крыльев и возможностью нести однофунтовую динамитную шашку. Однако исследовательская группа обнаружила, что невозможно найти достаточное количество таких мышей. Более распространенные ослоухие летучие мыши могли нести три унции, однако натуралисты выяснили, что они не были достаточно выносливыми для этого проекта.

В конце концов, остановились на свободнохвостой летучей мыши. Хотя она и весила немногим больше трети унции, она могла достаточно уверенно летать с бомбой весом в одну унцию. Самая большая колония, найденная натуралистом из команды Адамса, состояла из 20-30 миллионов особей и находилась в Нейской пещере в Техасе. Колония была так велика, что, по словам капитана СХВ Вили В. Карра, "пять часов необходимо для того, чтобы все они вылетели из пещеры потоком диаметром в 15 футов, настолько плотным, что непонятно, как они могли лететь".



Собрать летучих мышей было нетрудно. Три сети, около трех футов диаметром, на десятифутовых шестах, были расставлены поперек входа в пещеру перед временем вылета летучих мышей. За три попытки было собрано около сотни. Они были извлечены из сетей и помещены в клетки машины-рефрижератора. Доктор Адамс взял нескольких в Вашингтон, выпустив их в здании Военного департамента чтобы продемонстрировать армейским представителям их возможности по несению макетов бомб.

В марте 1943 года официальное решение о продолжении эксперимента пришло из штаба армейских ВВС. Тема: "Проверка метода разброса зажигательных средств". Цель: "Определение возможности использования летучих мышей для сброса небольших зажигательных бомб на вражеские цели".

Повадки летучих мышей тщательно изучались. В то же время доктор Л.Ф. Фиссер, специалист Национального комитета по оборонным исследованиям, начал разработку бомбы достаточно легкой, чтобы ее могли нести летучие мыши. Он не нашел задание трудным, так как уже существовали миниатюрные зажигательные элементы. Первые английские зажигательные бомбы, использованные во время Первой мировой войны, были прозваны "зажигательные малыши". Заполненные особой горючей смесью, эти бомбы весили всего 6,4 унции каждая.

Вооружая летучих мышей

Доктор Фиссер разработал бомбы двух размеров для использования в экспериментах. Одна весила 17 грамм и горела четыре минуты пламенем размером 10 дюймов. Другая весила 28 грамм и горела шесть минут пламенем размером 20 дюймов. Это были продолговатые контейнеры из нитроцеллюлозы, наполненные обогащенным керосином. Небольшой взрыватель замедленного действия был вклеен с одной стороны контейнера.

Чтобы нагрузить мышь бомбой, техники прикрепляли контейнер к складкам кожи на груди летучей мыши с помощью зажима и куска лески. Группами по 180 летучие мыши должны были выбрасываться в картонных контейнерах, которые открывались автоматически на высоте 1000 футов, после чего, согласно истории СХВ, "ожидалось, что мыши будут прятаться в жилых зданиях и других строениях, перегрызать леску и оставлять таким образом бомбу".

В мае 1943 года около 3500 летучих мышей были собраны в Карлсбадских пещерах, перевезены в Мёрдок-Лэйк, Калифорния, и помещены в холодильники для того, чтобы заставить их впасть в спячку. 21 мая 1943 года было произведено пять сбросов летучих мышей с имитаторами бомб с высоты 5000 футов, использовался Б-25. Испытание не были успешными: большинство мышей, не вполне выйдя из спячки, не смогли летать и умерли от удара о землю. Несколькими днями позже исследовательская группа проекта была переведена на вспомогательную авиабазу в Карлсбаде, Нью-Мексико.

Свеженабранные летучие мыши были помещены в ледяные емкости и заморожены для вызывания спячки. Затем они были транспортированы на базу в ожидании выброски. Капитан Карр объясняет, как картонные коробки готовились испытаний: "Летучих мышей брали из холодильника в состоянии спячки примерно по 50 штук. Они передавались по одной биологу, который оттягивал им примерно полдюйма кожи на груди. Во это же время другая группа готовила бомбы. Один специалист заправлял взрыватель, другой заклеивал его воском, третий прикреплял хирургический зажим, соединенный с бомбой с помощью короткой лески... Затем бомба передавалась специально обученному помощнику, который и цеплял ее к летучей мыши". Сброс проводился с Б-25 и Л-4 (Piper L-4 Cub).



Трудности.

Возникало много затруднений. Многие мыши не выходили из спячки ко времени сброса. Картонные коробки не работали как полагается, а зажимы оказалось слишком сложно прикрепить с летучей мыши не повредив нежную кожу. Когда эти проблемы удалось более или менее преодолеть, новые летучие мыши были приготовлены для испытательного сброса с имитаторами бомб. Многие из них воспользовались предоставленной свободой и сбежали или отказывались сотрудничать и падали на землю.

Армейские испытания были прекращены 29 мая 1943 года и капитан Карр подготовил итоговый отчет. "Летучие мыши, используемые в Карлсбаде, весили в среднем 9 грамм", писал он. "Они могли нести 11 грамм груза свободно и 18 грамм приемлемо, однако 22 грамма были слишком большим весом. Особи, выпущенные с имитацией 22-граммовой бомбы не улетали слишком далеко, три из них через несколько минут вернулись в здание, в котором мы работали. Одна улетела в подвал, одна приземлилась на крышу и одна села на стену. Мыши с 11-граммовым макетом улетели за пределы видимости. На следующий день осмотр местности вокруг фермы в радиусе примерно двух миль от места выпуска летучих мышей обнаружил два макета на крыльце, один за домом и один в амбаре".

Более 6000 летучих мышей были использованы в армейских экспериментах. В секретном рапорте, датированном 8 июня 1943 года, капитан Карр сделал заключение о необходимости разработки улучшенных парашютных коробок для летучих мышей с таймером открытия, новых зажимов и упрощенных взрывателей замедленного действия в случае, если испытания все-таки решат продолжить. Он также рекомендовал шестинедельное изучение летучих мышей во время искусственной спячки. После этого, по его мнению, новые испытание могли бы быть произведены с использованием 5000 летучих мышей.

Капитан Карр лаконично указывал, что "испытания были проведены ... когда пожар уничтожил большую часть исследовательского материала". Он не упомянул, что во время одного эксперимента деревня, имитирующая японские дома, была сожжена дотла. Не сказал он также и о том, что по неосторожности персонала, оставившего дверь открытой, несколько летучих мышей вылетели с настоящими бомбами, в результате чего сгорели ангар и генеральская машина. Документы не указывают на реакцию генерала, однако вряд ли он был доволен. Вскоре после этого, в августе 1943 года, армия передала проект в ВМС, где его переименовали в "Проект Рентгеновский луч" (Project X-Ray).

Финал.

В октябре 1943 года ВМС арендовали четыре пещеры в Техасе и направили для их охраны морскую пехоту. Доктор Адамс спроектировал сетчатые ловушки, которые были произведены на военной авиабазе Хондо и помещены перед выходами из пещер для отлова летучих мышей. В случае необходимости, в течение одной ночи можно было поймать хоть миллион. К тому времени ВМС передали проект в Корпус морской пехоты.

Первые эксперименты по изучению летучих мышей-носителей бомб в рамках Корпуса морской пехоты начались 13 декабря 1943 года. В ходе последующих испытаний было произведено 25 сбросов. 22 были успешны, однако, согласно "Истории авиации Корпуса морской пехоты во Второй мировой войне" Роберта Шеррода, "четыре из них потребовали услуг профессиональных пожарных. Были заказаны новые более сильные зажигательные вещества".

Полномасштабные испытания были запланированы на август 1944 года. Однако, когда адмирал флота Эрнест Кинг, начальник морских операций, выяснил, что летучие мыши будут готовы к боевому применению не ранее середины 1945 года, он немедленно отменил операцию. К тому времени проект обошелся примерно в два миллиона долларов.

Доктор Адамс был разочарован. Он по прежнему считал, что пожары, вызванные бомбонесущими летучими мышами могли бы быть более разрушительными, чем атомные бомбы, которые разрушили до основания Хиросиму и Нагасаки в конце войны. Он обнаружил, что летучие мыши разлетались на расстояние до 20 миль от места сброса. "Представте тысячи пожаров, начавшихся одновременно на территории диаметром в сорок миль всего от одной бомбы", говорил он. "Япония могла бы быть опустошена с малыми потерями".


Источник (на английском)

А вы говорите роботы!
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.