Я могу ошибаться в терминологии,потому как он по русски объясняется с трудом,и я в шутку
называю это "велосипедные воиска".Видимо так это выглядит:
И меня заинтересовал вопрос использования велосипедов в армии
Немного из того что я нарыл:
После того как велосипед занял место в гражданской жизни, и у
военных возникло стремление приспособить его для несения
службы.В первую очередь качества велосипеда, такие как быстроходность,
надежность и простота эксплуатации, оценили связисты. Таким образом,
использование этой машины для службы связи (посыльными, ординарцами)
было первым применением в рамках войсковых соединений.
Во французской армии в 1886-м на маневрах впервые использовались посыльные-велосипедисты.
В 1889-м каждому пехотному полку было придано по четыре самокатчика, а 1892-й памятен тем, что вышел «Временный устав организации и использования самокатной службы в армии» - и, таким образом, появился первый официальный документ, оговаривавший основные аспекты деятельности самокатчиков в войсках.
Команда самокатчиков под командованием капитана Жерара на маневрах во Франции в сентябре 1895 года
Контрукция складного велосипеда капитана Жерара на долгие два десятилетия стала эталонной и самой распространенной системой военного велосипеда, несмотря на многие свои недостатки
Велосипед переносился самокатчиком на спине на манер армейского ранца. Таким образом, при наличии хороших дорог боец передвигался на велосипеде, а препятствия мог преодолевать, забросив велосипед за спину, при этом руки его оставались свободными и он мог вести огонь из личного оружия и вести стрельбу не только стоя, но и с колена.
В 1905 и 1906 гг. в маневрах впервые в составе дивизии принимал участие целый самокатный батальон.
Таким образом, среди мощных в военном отношении держав Франция первая стала обладать хорошо организованными и многочисленными самокатными соединениями, способными выполнять боевые задания. Соединения эти являлись частью конницы и в первую очередь предназначались для поддержки и усиления ее.
Экспериментальная установка из двух пулеметов системы «Максим» на трехколесном тандеме. Франция. 1902 год
Военное ведомство Англии, получившее в Англо-бурской колониальной войне положительные примеры применения самокатчиков-посыльных, сформировало в 1904 году батальоны самокатчиков, которым были приданы пулеметы и кавалеристы.
В Первой мировой войне самокатчики активно использовались в армиях обоих противоборствующих блоков. Велосипедные роты и даже батальоны были в армиях Австро-Венгрии, Германии, Англии, Франции, России и Америки, причем участие в боевых действиях они принимали не только во время маневренного этапа войны, но и, как ни странно, в позиционной войне, когда, казалось бы, простора для действий самокатчиков не было никакого.Велосипедные войска широко использовалась обеими сторонами и несли потери, которые на западном фронте составили более 6000 убитых и 8000 раненных. Французы и Бельгийцы имели 150000 велобойцов, Британцы – 100000, и Немцы, и Турки – по 125000 каждый.
Германия вступила в Первую мировую войну, имея в составе армии 18 рот егерей-самокатчиков (в каждой по 3 офицера и 113 нижних чинов). В пехотных и кавалерийских полках имелись небольшие самокатные соединения. К 1918 году общее число самокатных рот в рейхсвере превысило 80.
Мало кто из военных историков в наши дни знает, что в захвате немцами Моонзундского архипелага на Балтике (помните кинофильм советского времени «Моонзунд»?) решающую роль сыграли самокатчики рейхсвера: они оперативно захватили мосты и дамбы, соединяющие острова, и тем самым обрекли гарнизоны сильнейших фортов на неминуемую сдачу.
Россия:
1887, Князь Б.Д. Потемкин составил и издал первую в России книгу: «Велосипед и применение его в военном деле».
1897, Участие сводной команды самокатчиков в маневрах Русской армии под Белостоком летом было признано удачным - за действиями команды наблюдал лично император Николай II!
1916, Военный складной велосипед «Дукс Боевой» конструкции М. М. Щипанова был принят на вооружение Русской армии.
Самокатчик Русской армии с велосипедом системы Жерара. Западный фронт. Пруссия. 1914 год
Самокатчики 24-й пехотной дивизии Русской армии на марше в ходе Псковских маневров. Лето 1903 года
1917. Американцы прибыли в Европу с 29000 велосипедов — в основном для связи. 1927, Китайская армия бросила в бой более чем 200000 веловойск при подавлении восстания в Нанкине. 1937, Япония — 50000 велосипедных войск в начале войны с Китаем. 1939-1945, Вторая Мировая Война. Велосипеды чаще всего применяли либо в тылу, либо за линией фронта — десантными и подвижными соединениями. Финляндия и Германия широко пользовались велосипедами для переброски соединений и снабжения войск. Немецкие армейские велосипедисты буксировали тележки с боеприпасами, продовольствием и медикаментами вслед за наступающими войсками во время кампаний в Польше, Франции и Норвегии.
Стандартный пехотный велосипед вермахта, состоявший на вооружении самокатных команд, предназначенный для транспортировки пулемета MG-34. Германия. 1939 год
Складной велосипед для десантных подразделений люфтваффе в контейнере для десантирования. Германия. 1942 год
Боевые группы Французского сопротивления часто передвигались на велосипедах. Канадские, Английские и Японские десантники прыгали с парашютом вместе с легкими, компактными складным велосипедами. Американцы на велотележках эвакуировали раненых с поля боя. 1941, Японские войска высадились на Малайском полуострове и захватили Сингапур. Мобильные велоотряды (20000 бойцов), созданные полковником Масанобу Цудзи, двигаясь через джунгли по грунтовкам и тропинкам, подошли к городу с тыла. Британские войска, привязанные к железной дороге и основным магистралям, не смогли оказать серьёзного сопротивления. После короткой осады Сингапур был сдан без боя. 1942, В ночь с 27 на 28 февраля, на РЛС Бруневаль, близ Гавра, была выброшена группа «Велокоммандос» — их задача состояла в том, чтобы доставить в Британию основные компоненты новейшей Немецкой РЛС Wurzburg. Во время десантирования проводилось демонстративное бомбометание окрестностей радиолокатора. Быстро, бесшумно и незаметно преодолев 12 км от места выброски на велосипедах, коммандос захватили станцию и, с документацией и узлами радиолокатора двинулись к побережью, где, недалеко от берега, их поджидала подводная лодка.
Об использовании велосипедов в советской армии в период Второй Мировой,я к сожалению ничего не нашел.
Подробнее об Истории использования велосипеда для нужд Русской армии
Статья А.Платонова "Ехали солдаты на велосипеде" в *pdf
Использовал следующие источники:
Музей истории велосипедного дела
http://www.bike-review.ru/war.html
http://engine.aviaport.ru/issues/39/page22.html
http://bikes.ironhorse.ru/archives/38
www.vertmir.ru
Первые 2 фото
всем спасибо
Community Info