Category:

WW2. Ремонт подбитых танков и русская смекалка

Попались мне тут интересные воспоминания ветерана-военного инженера (Швебиг Анатолий Петрович) о постановке ремонтного дела в танковых частях во время Великой Отечественной:



"Когда, допустим, танк сгорел, его эвакуировали на переплавку. Это задача фронта. Под Москвой мы резали автогеном сгоревшие танки и сами их отправляли, потому что помощи не было. А в 1943 уже были специальные фронтовые команды. Мы отправляли отчет, что танк сгорел в таком месте, давали схемы: где, что и как.

Когда эвакуировали танки, сразу же начинали восстановительные работы – там, где были незначительные повреждения, ремонтировали быстро, и эти танки снова вставали в строй. Чаще всего были повреждения ходовой части, выход из строя опорного катка, перебитая гусеничная лента и т.д., у некоторых танков были не пробоины, а вмятины. Там же, где пробоины – и ремонтировать нечего. Если подбита броня – танк загорается, и его уже не спасти, а когда пробита, допустим, моторная часть, танк не загорается, но там уже нечего ремонтировать – такие танки мы отправляли на завод, где им делали капитальный ремонт".




Подбитый Т-34


"У нас была ремонтно-восстановительная рота. Там – "Летучка типа А" – на ней весь инструмент, можно проводить текущий ремонт и иногда даже выполнять средние ремонтные работы. Дальше – "Летучка типа Б" – токарный станок, сварочные агрегаты, т. е. специальная мастерская, в которой могли восстанавливать некоторые части, варить броню и т. п. Кроме того, была подвижно-зарядная станция, где установлен генератор для зарядки аккумуляторов. Еще у нас стоял компрессор и баллоны – заряжали воздух.

Нам повезло с тем, что для нашей роты выделили пять тракторов "Ворошиловцев". В то время эти трактора считались очень мощными – на них стояли авиационные двигатели. Эти трактора помогали нам эвакуировать танки. Но к середине войны у нас уже этих тракторов (и ничего подобного) не было.

Что ломалось у танков? Допустим, у "КВ", прежде всего, выходило из строя сцепление, потому что танк тяжелый, нагрузки очень большие. Потом выходили из строя бортовая передача, шестерни бортовой передачи – и тоже из-за сильной нагрузки (все-таки 46 тонн). Еще не выдерживали торсионы. Ну и кое-что ломалось – по мелочи. Помню, например, у "КВ" отказал топливный насос, и мне пришлось его восстанавливать, потому что специалистов не было. На "КВ" были дизели, а на других танках – двигатели бензиновые. Была зима, так что малейший выход из строя радиатора – уже поломка. Еще часто засорялись карбюраторы.

На "Т-34" выходили из строя опорные катки – рвались резиновые бандажи. Самое главное – нарушались регулировки подачи топлива. Выходило из строя электрооборудование. Коробки передач редко ломались. Потом, когда стали двигаться по грязи, были сильные нагрузки, тогда выходили из строя шестерни первой передачи. То, что говорят, будто ранние "Т-34" ста километров не могли пройти, чтобы не сломаться, брехня. Мы же с Кубинки до Новопетровска прошли эти 100 километров – и ничего.

У "Т-35" броневая защита была пулевая... Это был пятибашенный танк, внутри его стояла 76-мм пушка, спереди и на корме – 45-мм пушки, на двух последующих башенках – пулемет. Всего было 3 пушки и 6 пулеметов. Экипаж состоял из десяти человек: 9 в танке, а один – механик-регулировщик. Все легкие танки с точки зрения защиты были слабые, хотя и был фальшборт то время, а потом броня. Но по 10 мм. 76-мм пушка – это гаубичная пушка, короткоствольная, не такой ударной силы. Фугасные снаряды. Бронебойных снарядов не было.


Разрушенный многобашенный Т-35


Мы не обращали внимания на то, с какого завода приходили танки. Конечно, лучшие танки делал Харьковский завод – до захвата, конечно. Потом Ленинградский завод – был единственным, кто делал "КВ", а "Т-34" – Тагильский лучший, Челябинский – более-менее, Омский – похуже (в смысле качества производства). Ведь приходили машины, и мы их "с ног до головы" проверяли. И оказывалось: то там нет смазки, то в ходовой части недостаточно солидола. Когда у нас было время, мы все доводили до ума сами.

За войну качество росло. В 1941 было хуже, потому что клепали, чтобы быстрее, еще быстрее. Кроме того, заводы эвакуировались, поэтому дефектов было много. За качеством был контроль. Для заводов это страшное дело. Мы должны акты составлять на машины, которые принимаем. Таких неисправностей, что надо возвращать машину заводу, не было, но были рекламации по двигателям. Мы их составляли и передавали заводу...

...Немцы начали делать минные поля. Нам пришлось изготовлять самодельные тралы. Что мы делали? Брали "КВ" – опорные катки, на них наваривали металлические щипы, дальше делали нечто вроде саней, направляющие, прикрепляли к "Т-34" за клыки и пускали впереди. Мины взрывались – такой танк мог выдержать много мин, они его не повреждали, потому что катки мощные. Так мы делали проходы для танков.

Там же нам самим пришлось переоборудовать "Т-34" на огнеметные танки. К нам в бригаду пришло пять комплектов из Москвы, и мы устанавливали все своими силами. Установки, а у них огненное пламя было на сто метров, ставили вместо пушки – не вместе, а внутри бочок под большим давлением. Такая пушка выжигала из дзотов немцев. Такую работу мы тоже делали тогда впервые. Нам прислали оборудование, а мы его сами приспосабливали...

...Специальных тягачей для вытаскивания танков было мало. Что они из себя представляли? С подбитого танка или с танка, на котором башня вышла из строя, снимали башню и делали тягач. Мы много таких сделали. Но сначала у нас и потерь было немного, чтобы тягачи делать, и времени на эвакуацию не было, потому что то мы займем позиции, то немцы. Приходилось оставлять подбитые танки – их невозможно было забрать с линии огня.

Сами мы немецкую технику не использовали. Машины использовали, а танки нет – немцы оставляли только сгоревшие танки, к тому же у нас не было к ним запасных частей. Может быть, в других корпусах и использовали, а мы нет...

...В Берлине большие были потери. В основном от фаустников. Мы организовались так: первыми идут саперы, потом мы, за нами автоматчики. Саперы шли и разминировали. Мы разбивали фугасными снарядами тех, кто стрелял из домов, потом входила пехота, очищала и т. д. Но фаустники прятались. После фаустников, потом была артиллерия. Немцы все водоканальные люки приспособили под траншеи: туда установили орудия, а кругом заминировали. Поэтому очень сложно было идти по городу, очень медленно. Считайте, с 21-го до 5-го мая мы вели бои в Берлине.

Тогда у нас и пришла идея наварить сетки. Я собрал заместителей командиров бригад по технической части, и было высказано предложение наварить сетки, а их было много. Так мы стали металлические кроватные сетки наваривать на танк, немцы удивлялись, что это за танки такие? Выглядели они, конечно.. Но фаустпатрон ударялся об эту сетку и, конечно, отлетал в сторону."


Источник (полное интервью)
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.